- Мария, в одном из своих интервью вы сказали, что ММКФ - ваш любимый фестиваль...
- И я готова повторять это бесконечно! Я была на множестве киносмотров, но такой атмосферы, такого дружелюбия и искренности не встречала нигде. ММКФ никогда не был просто набором фильмов, пусть даже очень хорошим. ММКФ - это место встречи близких по духу людей, влюбленных в кино. И среди них - представители всех поколений, всех социальных групп, всех профессий... Здесь студент киношколы может запросто подойти к звезде мирового уровня и попросить совета, обычные зрители имеют уникальную возможность встретить своих кумиров и обсудить с ними их фильмы... Разве это не чудо?
- Но ведь некоторые продолжают думать, что "фестивальное кино - не для всех"...
- Это точно не про ММКФ! Да, в его программах всегда было много авторских работ: в них большие художники воплощали свое собственное видение мира, причем делали это иногда непростым языком. И среди них - Федерико Феллини, Акира Куросава, Анджей Вайда, Сергей Герасимов, Сергей Бондарчук, Григорий Чухрай, Иштван Сабо, Станислав Ростоцкий, Георгий Данелия, Глеб Панфилов, Элем Климов и многие другие. В то же время на Московском международном фестивале всегда были картины, которые можно назвать "зрительскими". Здесь впервые можно было увидеть "Мстители: Финал" братьев Руссо, третью часть "Трансформеров" Майкла Бэя, роскошный индийский блокбастер "Бахубали" и т.д. Были здесь премьеры и зрелищных российских хитов: например, в прошлом году фильмом закрытия стал "Майор Гром: Игра" Олега Трофима. А в этом фестиваль откроется военным блокбастером Сергея Коротаева "В списках не значился".
- Это ведь экранизация повести Бориса Васильева?
- Именно. Причем одну из главных ролей в ней сыграл Владимир Машков, а эмоциональный накал картины такой, что - я уверена - она взорвет российский прокат.
- А что еще советуете посмотреть на 47-м ММКФ?
- Выбор очень большой. Начнем с того, что, несмотря на санкции, заявок на Московский международный фестиваль не становится меньше. Наоборот: в этом году отборщики получили к рассмотрению более 1600 фильмов - это на 17% больше, чем в предыдущем. В итоге в конкурсные и внеконкурсные программы было отобрано около 200 картин из 50 стран, среди которых Италия, Испания, Германия, Китай, Южная Корея, Турция, Индия, Аргентина, Америка...
- И, конечно, Россия?
- Безусловно. Отличных российских проектов в этом году очень много. Даже в основной (международный) конкурс сумели прорваться три наших фильма. Среди них "Планета" Михаила Архипова, который в 2019-м победил на "Кинотавре" в конкурсе короткого метра, а теперь в своем полнометражном дебюте рассказал историю советского режиссера-фантаста Павла Клушанцева, повлиявшего своими работами на Стэнли Кубрика и Джорджа Лукаса. Юная ученица Сергея Соловьева Стася Толстая представит драму "Семейное счастье" - о девушке Маше, которая влюбляется в своего опекуна. Стася, кстати, далеко не новичок на "ММКФ": в 2023 году ее дебютная работа была показана в рамках секции "Русские премьеры". И, разумеется, ждем работу старожила смотра Андрея Зайцева - "Двое в одной жизни, не считая собаки". В ней сразу два актерских бенефиса - Светланы Крючковой и Александра Адабашьяна. Кстати, победителем Московского международного фестиваля Андрей Зайцев уже был: на 42-м ММКФ его драма "Блокадный дневник" получила "Золотого Святого Георгия" и приз зрительских симпатий. Надеюсь, что в этот раз Андрей без статуэтки тоже не останется.
- Мария, но ведь основной конкурс - не единственная конкурсная программа на фестивале...
- Несмотря на его солидный возраст по меркам киносмотров (ММКФ появился в 1935-м году, старше него только Венецианский фестиваль), наш смотр - это живой и динамично развивающийся организм. Поэтому количество программ у него постоянно растет: "новички" появляются постоянно. То же случилось и с конкурсами: к традиционной "тройке" - международному, документальному и короткометражному - несколько лет назад добавился национальный - "Русские премьеры". И это чуть ли не самая любопытная секция всего фестиваля. Потому что, во-первых, сюда попадают лучшие из лучших, а, во-вторых, по отобранным фильмам можно судить о тенденциях и трендах, существующих в отечественном кино.
- Эти тренды можно распознать и в этот раз?
- Конечно. Например, один из самый многообещающих фильмом секции - "Легенды наших предков" Ивана Соснина. Иван тоже не в первый раз участвует в фестивале: другая его работа, "Пришелец", была показана в основном конкурсе в прошлом году и оказалась очень резонансной. В этот раз Соснин обращается к своим корням: в центре сюжета "Легенд" - древние духи северных регионов, которые решили наладить контакт с современной цивилизацией и в качестве проводника выбрали репортера из Екатеринбурга. Так вот, если говорить о тенденциях, то фильм очень показателен: здесь, с одной стороны, мы видим обращение к российскому культурному коду (в данном случае, к глубинному фольклору в виде легенд и мифов), а, во-вторых, этот проект независимой региональной студии, которые в последнее время начали набирать силу.
- Еще совсем недавно большая часть отечественных фильмов снималась в пределах МКАДа. Такая практика скоро изменится?
- Вряд ли скоро, но процесс запущен - и его не остановить. Государство много делает для развития региональной кинематографии, да и местные власти поняли, что съемки кино - дело выгодное и престижное. Поэтому существует внушительное количество программ, стимулирующих кинематографистов снимать не только в Москве и Санкт-Петербурге. И появление Red Pepper Film - независимой, активно работающего продакшена Ивана Соснина, как и возрождение Свердловской киностудии - видимые плоды этих усилий. Плюс в "Русских премьерах" будет показан кинодебют уральского театрального режиссера Антона Бутакова "Бесконечный апрель". Его продюсер Алексей Федорченко тоже участвует в ММКФ не в первый раз.
- А что еще можете посоветовать из этого конкурса?
- Обратите внимание на романтическое драмеди Антона Маслова "Мужу привет". Мы его знаем как режиссера проектов "Поехавшая", "Вампиры средней полосы", "Последний богатырь. Наследие". Сейчас его героиней становится работница ЗАГСа (невероятная Юлия Пересильд), которая пытается разобраться с проблемами в личной жизни. И эта работа - убедительный пример того, что "авторское" и "мейнстримное" кино сегодня стремительно сближается, ведь перед нами - абсолютно зрительская история, трогательная и обаятельная, но в ней видно присутствие зрелого авторского почерка и показана она будет на большом фестивале. Также я бы выделила "Почтаря" Андрея Разенкова - военную драму о незаметном почтальоне (прекрасная работа Александра Петрова!) из крошечного городка в глубоком тылу, который оберегает местных жителей от плохих новостей. И здесь можно поговорить об интересе наших кинематографистов, во-первых, к маленькому человеку, а во-вторых, к теме Великой Отечественной. В этом году мы празднуем юбилей Великой победы, и это стало одной из главных тем для российской киноиндустрии.
- Мария, теперь давайте полистаем другие программы...
- Как всегда, будет много сюрпризов в секторе документального кино: в Документальном конкурсе и в программе "Свободная мысль". В секции "Спецпоказы" увидим первый сериальный проект любимца молодежи Романа Михайлова "Путешествие на солнце и обратно". Правда, на этом показе придется запастись терпением: Роман собрался продемонстрировать сразу все серии, общий хронометраж которых - 333 минуты, а это более 5 часов. Зато терпение самых стойких будет вознаграждено встречей с отличными актерами: на экране мы увидим Марка Эйдельштейна, Марию Мацель, Федора Лаврова, Любовь Аксенову, Льва Зулькарнаева и других. А вот любителям вечной классики советую присмотреться к ретроспективам, где будут показаны фильмы Чарли Чаплина ("Новые времена", "Огни большого города"), "Сансет бульвар" Билли Уайлдера, "Сегодня увольнения не будет" Андрея Тарковского и Александра Гордона, "Спокойный день в конце войны" Никиты Михалкова, "Семнадцать мгновений весны" Татьяны Лиозновой и т.д.
- Я также помню, что на предыдущих фестивалях молодежь с упоением отсматривала программу "Дикие ночи"...
- Надеюсь, 47-й ММКФ в этой практике ничего не изменит. Тем более что подборка проектов в этом секторе действительно впечатляет. Куратор Егор Москвитин отбирает для этой программы самые яркие и впечатляющие хорроры мирового кино. Например, комедийный фильм ужасов "Гадкая сестра" Эмили Блихфельдт, участник фестиваля "Сандэнс". Или триллер Константина Еронина "Искупление" с участием Сергея Безрукова, Виктора Сухорукова и Никиты Кологривого.
- В начале нашего разговора вы сказали, что ММКФ - это не только кино. Поэтому давайте поговорим о мероприятиях, помимо показов, без которых этот смотр не обходится.
- Я невероятно горда тем, что самое яркое из таких мероприятий имеет непосредственное отношение к нашему журналу "КиноРепортер". В 2012 году мы учредили премию "Аванс", ставшую частью ММКФ. Мы вручаем ее российским молодым актерам, имеющим потенциал стать яркими звездами на небосклоне нашей киноиндустрии. Своей премией мы отбираем лучших и говорим им: "Дерзай, у тебя все получится, мы в тебя верим!" И за столько лет мы ни разу не ошиблись. Нашими лауреатами становились Марк Эйдельштейн, Анна Пересильд, Милош Бикович, Ангелина Стречина, Тихон Жизневский, Елизавета Ищенко, Роман Курцын, Ирина Старшенбаум, Данил Стеклов, Аглая Тарасова и другие.
- А кто получит премию "Аванс" в этот раз?
- Это сюрприз! Могу лишь сказать, что мы очень гордимся своим выбором и возлагаем на лауреатов огромные надежды. Пока же давайте готовиться к этому празднику кино, который, я уверена, является сердцем российской киноиндустрии. Увидимся на фестивале!