Подводя итоги прошлого года по программе обновления общественного транспорта в регионах, министр транспорта Роман Старовойт подчеркнул, что она не имеет аналога в отечественной истории. В 2024 году регионы получили 7,3 тыс. автобусов, 145 троллейбусов, 230 трамваев и 46 электробусов. Это на 73% больше, чем в 2023 году, и в 19 раз больше поставок 2022-го. "Транспорт должен быть достойным человека. Современным, красивым, быстрым и безопасным", - подчеркнул тогда глава Минтранса.
Больше половины транспортных средств (3,8 тыс.) поступило в регионы с использованием льготного лизинга, в том числе за счет средств Фонда национального благосостояния. Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) - базовый заказчик общественного транспорта, она является единым окном для регионов и поставщиков, консолидирует спрос и распределяет заказы по российским производителям.
Как пояснили "Российской газете" в ГТЛК, количество приобретаемой техники зависит в первую очередь от потребности региона в обновлении парка и от его финансовых возможностей. По итогам прошлого года наибольшее количество транспорта в лизинг получили Санкт-Петербург (838), Московская (550), Тюменская (232), Воронежская (181) области и Татарстан (171). "Лизинг пассажирского транспорта, осуществляемый ГТЛК в рамках господдержки, оформляется с перевозчиками, которые имеют заключенные государственные контракты на перевозку пассажиров и багажа по регулируемым тарифам, это могут быть как муниципальные и государственные автопарки, администрации, так и частные перевозчики", - рассказали в ГТЛК.
В планах Минтранса на 2025 год - поставка в регионы 1,24 тыс. транспортных средств, преимущественно автобусов, так как они ранее других выходят из строя.
Нормативный срок службы автобусов составляет восемь лет, троллейбусов - 15, трамваев - четверть века. "Для регионального общественного транспорта характерно неизбежное старение и технический износ. Срок службы более 40 тыс. транспортных средств сейчас превышает допустимые значения", - рассказал "РГ" эксперт Национальной технологической инициативы "Автонет" Игорь Мишин. Процесс их обновления запущен с 2020 года и показывает хорошую динамику - регионы получили уже больше 16 тыс. единиц современного общественного транспорта. В планах правительства к 2030 году сделать так, чтобы в городах и селах с населением более 50 тыс. человек срок эксплуатации 85% парка был не старше нормативного. В этом году показатель должен составить 61,7%.
Ежегодно в России трамваи и автобусы перевозят более 10 млрд человек, метро используют 3 млрд жителей и 1 млрд выбирают электрички, сообщил президент Владимир Путин в августе 2023 года и поручил наращивать объем перевозок на общественном транспорте и ежегодно обновлять автопарки. В регионах тогда заявили о необходимости обновить более 65 тыс. единиц транспорта к 2030 году: свыше 57 тыс. автобусов, 5 тыс. троллейбусов и 4,2 тыс. трамваев без учета развития новых транспортных маршрутов.
"Вопросы общественного транспорта входят в полномочия регионов. С обновлением парка им помогают профильные комиссии Госсовета и правительства. Они получают данные от руководителей субъектов, разрабатывают программы, делают расчеты, готовят аналитику и строят прогнозы. Работа идет по направлению национальных проектов, правительственной программе модернизации городского транспорта, инициативам институтов развития и предложениям лизинговых госкомпаний", - пояснил Мишин.
Так, например, в программе субсидирования проектов развития городского электротранспорта участвуют девять регионов. В первом квартале этого года 20 новых трамваев доставили в Ярославль и 14 - в Нижний Новгород. На днях подписано распоряжение о выделении Саратовской области около 1,4 млрд рублей из резервного фонда правительства, которые позволят возместить расходы на покупку 11 двухсекционных трамваев.