В Россотрудничестве призвали помнить об общем вкладе в Победу всех народов СССР

В этом году Россотрудничество отмечает 100 лет института народной дипломатии - Всесоюзного общества культурной связи с заграницей, от которого ведет свою историю. В честь юбилея глава организации Евгений Примаков провел онлайн-конференцию, на которой ответил на вопросы журналистов, общественных деятелей, студентов и активистов из самых разных стран мира - от союзных государств на территории ЕАЭС до Индии, Турции и Занзибара.
Евгений Примаков: Мы уважаем суверенитет и национальные интересы всех стран, с которыми сотрудничаем.
Евгений Примаков: Мы уважаем суверенитет и национальные интересы всех стран, с которыми сотрудничаем. / Россотрудничество

В прямом эфире ответил глава Россотрудничества и на важные для кыргызстанцев вопросы от "РГ". В том числе - не повлияет ли на реализацию совместных образовательных программ переход школ республики на 12-летнюю систему обучения и как ее будут реализовывать в учебных заведениях, которые республика строит совместно с Россией.

О попытках переписать историю

- На площадке Русского дома в Кыргызстане действует исторический клуб. Это сообщество профессиональных историков и активистов, которые обсуждают такие интересные, волнующие и важные темы, как Великая Отечественная война.

Еще один интересный проект мы делаем с обществом "Знание". Он призван рассказать, как все мы - республики и народы Советского Союза - росли, развивались, как появились академии наук, научные институты, промышленные предприятия и так далее. Как строилось наше с вами общее будущее. Как был заложен ресурс, который нас до сих пор поддерживает и кормит.

Нужно помнить, что победу в Великой Отечественной войне одержал СССР. Это была многонациональная страна. То есть это в такой же степени победа России, как и Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и других республик, входивших в состав Советского Союза.

О школьной реформе в КР

- Мы не можем комментировать и вмешиваться в проекты суверенных государств, реализуемые в сфере образования. Но очевидно, что в процессе перевода школ республики на 12-летнюю систему могут возникнуть какие-то несостыковки, вопросы от коллег из дружественных стран. Ведь образовательные программы в наших государствах схожи и основываются на некогда единой системе.

Такие вопросы, например, сейчас возникают в связи с выходом России из Болонской системы. Нам в РФ предстоит проделать большую работу, чтобы уточнить, на каком уровне и в какой градации будут признаваться дипломы студентов, окончивших вузы в нашей стране.

Что же касается школ, которые строит РФ в Кыргызстане, то, насколько мне известно, они будут работать по российской программе. Так что министерству просвещения РФ и министерству образования республики предстоит выполнить классную работу и домашнее задание - как, скажем так, "поженить" две системы. Каким образом это будет сделано? Вопрос пока открытый.

О студентах и мигрантах

- Мне кажется правильным, что молодые люди из других стран, получившие блестящее, лучшее образование в России, возвращаются на родину и делают свои государства богаче, успешнее и дружественнее с РФ во всех отношениях.

Президент Владимир Путин дал Федеральному агентству по делам национальностей поручение создать центры культурной адаптации в странах, откуда к нам приезжают трудовые мигранты. Мне кажется, было бы логично развивать такие структуры на базе Русского дома. В том числе - для проведения тестов по русскому языку и сертификации еще до приезда в Россию.

Про USAID

- Я не считаю, что мы похожи на USAID и должны ориентироваться на ее опыт. Более того, мы не можем себя сравнивать даже в плане ресурсов. В отличие от USAID мы не вмешиваемся в вопросы политики суверенных государств, не ставим перед собой задачу стремиться к большему влиянию страны, которую представляем. Кто-то скажет, что это наша слабая сторона и было бы здорово, действуй мы как американские менеджеры. Но то, чем мы занимаемся, образно говоря, другой жанр.

Отмечу главное: признание Россотрудничества и наших проектов строится на том, что мы с уважением относимся к суверенитету и национальным интересам каждой страны, где представлены.