Как объехать аварию и не лишиться прав? Разъясняет Верховный суд

Верховный суд рассмотрел дело о повороте направо при объезде места аварии
Когда и как водитель должен занять крайнее положение для совершения поворота? И как ему быть, если в крайней полосе образовалось препятствие в виде аварии? Как совершить маневр, не нарушая Правил? Ответы на эти вопросы пришлось искать Верховному суду. И, надо сказать, это была задача не из простых. Как считают юристы, объезд возникшего препятствия без нарушения Правил - весьма сложное упражнение даже для опытного водителя. Тем более что нормативно оно по сути не урегулировано.
Здесь объехать ДТП легко. Но бывает, что объезд таких препятствий может привести к лишению прав.
Здесь объехать ДТП легко. Но бывает, что объезд таких препятствий может привести к лишению прав. / Сергей Бобылев / ТАСС

И доказательство тому - история, которую рассматривал Верховный суд. Некий водитель Гулевых объехал аварию, в которую попали три машины, и начал поворот направо. Однако завершить маневр ему не удалось. Когда он пересекал полосу для общественного транспорта, в него врезался электросамокатчик. Который получил в результате столкновения травмы средней тяжести. Суд первой инстанции признал водителя авто виновным в данном ДТП, поскольку он до поворота не занял крайнего правого положения на дороге. И лишил водителя прав на полтора года.

Все следующие суды поддержали это решение. Кроме Верховного. Он напомнил, что, согласно показаниям водителя, которые тот дублировал в жалобах, дорога в месте аварии состоит из трех полос. Одна из них - для общественного транспорта. При этом крайняя правая полоса была занята машинами, попавшими в ДТП, а также машиной ДПС, экипаж которой оформлял происшествие. Поэтому он объехал место происшествия слева и начал правый поворот. Перед полосой для маршрутного транспорта он остановился, убедился, что автобусов нет, и поехал. И тут возник электросамокатчик.

Согласно показаниям свидетелей, он двигался по "выделенке" на большой скорости. По поводу чего ВС напомнил, что такого права водители электросамокатов не имеют. Как пояснял на первом суде сам самокатчик, он ехал по полосе для общественного транспорта, поскольку "на тротуаре было волнистое покрытие и его трясло".

Однако ни одно из этих обстоятельств ни один суд не изучил. Между тем ВС напомнил, что согласно Правилам дорожного движения (действовавшим на момент принятия решения) водитель электросамоката считался пешеходом. В таком случае он не имел права двигаться по проезжей части при наличии тротуара шириной между прочим пять метров. Правила же предусматривают возможность движения пешеходов по дороге при отсутствии тротуара или обочины только в направлении, противоположном потоку движения автотранспорта.

Водитель авто повернул направо из крайней правой возможной для него полосы. Так что Правил дорожного движения он не нарушал

Также ВС указал, что с учетом сложившихся обстоятельств - полоса, с которой можно было повернуть направо без нарушения Правил, была занята попавшими в аварию машинами - водителю просто пришлось поворачивать направо из крайней правой полосы. Выбора не было. Так что Правил он не нарушал. А вот водитель электросамоката нарушил. В соответствии с постановлением Пленума ВС N 20 2019 года он не имел никаких преимуществ перед другими участниками дорожного движения. Именно он должен был уступить дорогу.

В связи с тем, что нижестоящие суды не учли всех этих моментов, то есть не рассмотрели дело объективно и не установили причинно-следственную связь между нарушениями и их последствиями, ВС отменил все ранее вынесенные решения в отношении водителя и прекратил дело.

История весьма поучительна, поскольку, повторим, объезд препятствия на дороге - всегда проблема для водителя. Например, на дороге, у которой всего две полосы, сломалась машина. Стоит на полосе. Как ее объехать? По обочине нельзя - штраф 2250 рублей. Если слева по тротуару или велодорожке - штраф 2000 рублей. Объехать по встречке - можно рискнуть. Но если выезд на встречку запрещен - штраф от 1500 до 2250 рублей. И как быть водителю?

Как считает адвокат Сергей Радько, теоретически в данной ситуации можно рассматривать объезд препятствия как крайнюю необходимость. Но это придется доказывать, в том числе и в суде. Но что делать, если авария не зафиксирована, ГИБДД на нее не выезжала, участники оформили происшествие по Европротоколу? Тогда придется обращаться в Российский союз автостраховщиков: было ли ДТП в указанное время в указанном месте? А если машина просто встала на полосе из-за заглохшего двигателя? Это тоже препятствие. Но в таких случаях ГИБДД не вызывают и страховщики ими не занимаются. Юрист Лев Воропаев, в свою очередь, обращает внимание на такие случаи, как остановка автобусов для высадки пассажиров в пределах полосы. То есть автобус встал, а до сплошной полосы остается менее трех метров. Получается, что объехать его по встречке нельзя, ведь автобус, остановившийся для высадки пассажиров, препятствием не считается. Но вот проблема - водитель автобуса здесь сам нарушает Правила. Но, насколько известно, ни один суд пока еще ни разу такую ситуацию не рассматривал и решений не принимал.

Между прочим, многие водители автобусов при высадке пассажиров зачем-то включают аварийную сигнализацию. Водитель, следовавший за ним, может подумать, что автобус сломался, и совершить выезд на встречку, чтобы объехать препятствие. И тут он уже будет наказан по более суровой статье. И накажут его уже штрафом 7,5 тысячи рублей или лишением прав на 4-6 месяцев.