Век на сцене. Как Театр Гоголя ищет новый путь

Худрук Театра Гоголя Яковлев: На сломе эпох всегда происходит мощный всплеск
24 апреля московскому Театру Гоголя исполнится 100 лет. Его судьба сложна, как и судьба нашей страны за этот длинный век. Он менял названия и концепции, о нем то совсем забывали, то снова вспоминали - и ждали зрительских открытий. Сегодня Театр Гоголя вновь пытается обрести свое лицо и свою публику. Получается ли? "Российская газета" побеседовала с худруком Антоном Яковлевым, который рассказал, как театру выжить без традиции и почему, чтобы прийти к свету, нужно сначала изучить тьму.
Александр Корольков/РГ

Антон Юрьевич, вы руководите Театром Гоголя уже два с половиной года. С чем, на ваш взгляд, театр пришел к своему столетию?

Антон Яковлев: Наверное, главное, что произошло за это время, - я все же не отступил от своей первоначальной идеи, хоть трудностей и сомнений было навалом. Сначала для меня все это было больше похоже на авантюру. Как только я пришел сюда два с половиной года назад, я написал манифест, который и сейчас есть у нас на сайте, в котором обозначил, что не хочу строить еще один просто "хороший" театр. Во-первых, это очень субъективное понятие, во-вторых, этого и так очевидно хочет любой новый руководитель. Другой вопрос, что у кого получается в итоге.

Мечта создать театр, у которого есть свои принципы, своя репертуарная политика, довольно амбициозна, но, увы, как правило, очень сложно реализуема. Особенно, когда у тебя практически ничего нет в начале пути, кроме искреннего желания, воли и очень небольшого количества денег. Да и вообще - режиссер, хоть и востребованный, совсем не обязательно хороший руководитель. Тут таланта художника недостаточно. Это приходит только с опытом и наличием характера. Увы, это разные профессии и надо доказывать каждый день, что ты имеешь право брать ответственность за большое количество людей и можешь решать не только творческие задачи.

Ситуация, в которой я оказался, научила меня: если ты реально веришь в тот путь, который себе определил, то надо идти по нему независимо ни от чего. Знаете, как в той мудрости - "если ты будешь бросать камни в каждую лающую собаку, ты никогда не дойдешь до места назначения". И тогда те, кто рядом, тоже поверят в твой путь и пойдут за тобой. А это уже половина успеха.

Судите сами, за два с небольшим года мы выпустили пятнадцать премьер. А как вы помните, когда я сюда пришел, в репертуаре не осталось ничего, одно название на Малой сцене. В театр пришли около 40 новых артистов, которые точечно отбирались из очень большого количества желающих. В основном, это молодые люди, но есть и более опытные артисты, которые пришли позже, такие как Ирина Гринева или Андрей Финягин.

Оглядываясь на июль 2022 года, я до сих пор не понимаю, как за такое короткое время удалось сделать так много и вопреки всему.

А зритель принял новый Театр Гоголя? Часто у вас аншлаги на спектаклях?

Антон Яковлев: Конечно, есть. Формирование своего зрителя - главный и самый непростой процесс для нашего театра, который продолжается до сих пор. Понимаете, несложно заполнять зал с помощью простых комедий и приглашенных "паровозов", то есть медийных лиц. Иногда разбавлять труппу уже известными артистами надо, но только если это оправдано логикой пьесы или нехваткой конкретного исполнителя на возрастную роль. Но, в глобальном смысле, мне нужно, чтобы к нам начал ходить зритель, который понимает, что мы - новый театр со своим собственным направлением, своим лицом. И постепенно, хоть и еще медленно, но эти люди к нам идут. Конкретно - в новый Театр Гоголя. Все больше пишут не только про хорошие спектакли, а именно про наш новый театр - со своими звездами, со своим видением драматургии и формы.

Процесс этот еще продолжается, театр не создается за два с половиной года. Но уже сейчас, пусть вместе со случайной, приходит та самая новая публика, которая потом придет снова. Хоть у нас в основе достаточно сложные, умные спектакли, просто развлекательных пустышек у нас в репертуаре нет и не будет. Тем не менее все последние премьеры идут с полными залами. Как "Преступление и наказание" в моей постановке, так и "Старший сын" Кирилла Пирогова.

Сухие цифры говорят, что в этом году публики у нас прибавилось еще на 20 процентов. Так что мы движемся к цели, но, повторюсь, воспитание своего зрителя требует времени и процесс это поступательный и цикличный. Здесь надо запастись терпением. Это для меня самое сложное - хочется всего и сразу. Вот учусь и этому.

"Преступление и наказание" - премьера Театра Гоголя в постановке Антона Яковлева: Фото: пресс-служба Театра им. Гоголя

Столетие театра - всегда повод вспомнить об истории, найти опору в традициях, в "школе". Здесь у Театра Гоголя тоже ситуация нестандартная…

Антон Яковлев: Да. Для нас юбилей театра - дань уважения всей столетней истории, которая была до нас. Но в смысле опоры условная традиция или школа никак не помогают. Потому как их просто нет и не было в театре Гоголя, как, например, в Театре Вахтангова, в МХТ, в Малом или во многих других театрах, где все передавалось из поколения в поколение. Здесь каждый период театра начинался будто заново. Правда, у всех до нас был хотя бы репертуар и труппа…

Мы же начали новый период практически с нуля, будто я набрал молодую студию и сочинял с ними все заново. Слава Богу, что я смог безболезненно соединить совсем новую команду с немногими оставшимися артистами от предыдущих "версий" театра. Вот 24 апреля мы все вместе и отмечаем 100-летний юбилей нашего старого-нового театра.

Расскажите об этом спектакле. Как отметите юбилей?

Антон Яковлев: Я бы назвал его спектакль-концерт. Там есть неожиданный драматический сюжет, который будет пронизан танцевальными и вокальными номерами молодых артистов театра. Это некий забавный экскурс в историю Театра Гоголя. На протяжении ста лет здесь существовали самые разные направления. Как я и говорил, как только сюда приходил новый режиссер, он создавал свой оригинальный театр. Тут можно пошутить, что хоть в этом смысле есть некая сформировавшаяся традиция. Поэтому наш юбилейный спектакль - это рассказ о главных вехах в истории театра.

Несмотря на свой особенный путь, мы помним и уважаем то, что было до нас. Даже тот же самый "Гоголь-центр", на мой взгляд, хоть был и спорным, но очень интересным проектом. Но каждой эпохе - свое время. Сейчас пришло наше. Так что праздничный вечер будет с уважением к истории, но и с дерзким вызовом на будущее. Он так и называется - "Век на сцене. Перезагрузка".

Столетия один за другим отметили в последнее время сразу несколько московских театров. Но если задуматься: это же 20-е годы ХХ века! Время очень сложное, холод, голод - а люди создавали театры. Как вы думаете, нет в этом какой-то закономерности? Неужели - чтобы рождалось настоящее искусство, непременно нужны лишения, боль, преодоление?

Антон Яковлев: Да, Театр Гоголя (тогда Театр транспорта) возник примерно в то же время, что и Театр Маяковского, Сатиры, Ермоловой, Пушкина, тот же "Ленком", которому сто через пару лет, или Театр Вахтангова, который отметил юбилей чуть раньше. На сломе эпох - революционном, послевоенном - всегда происходит такой мощный всплеск. Вспомните теорию этногенеза Льва Гумилева, о пассионарных и непассионарных периодах истории. Вот 20-е годы ХХ века - как раз такое время, которое дало мощнейший импульс для рождения новых театров.

Другой вопрос, что все люди, которые эти театры создавали, сформировались еще в дореволюционное время, были взращены предыдущей эпохой. А вот новый импульс, толчок к такому расцвету дали, без сомнения, и две революции, и Первая мировая война. Это не хорошо и не плохо - это просто естественный исторический процесс.

Сегодня вы видите что-то похожее?

Антон Яковлев: Войны всегда меняют сознание людей и создают новую элиту. Пограничные, крайние ситуации, как в хорошей пьесе, так и в жизни, провоцируют человека на проявление его настоящих, истинных чувств, намерений и талантов. И в этом смысле наше время тоже очевидно пассионарное. Последствиями всего того, что сегодня происходит, как это ни парадоксально, неизбежно станут новые ростки талантов, которые впитают в себя все события и катаклизмы и переведут это в творческий процесс.

Нельзя не заметить, что Театр Гоголя очень активно участвует в культурной жизни Москвы. Открытие "Ночи театров", премьеры фестиваля Юрия Башмета - все это идет на вашей сцене. Они просто арендуют у вас площадки - или это тоже часть концепции обновленного театра?

Антон Яковлев: Да, конечно, это политика нашего театра, и чем больше таких громких коллабораций, на мой взгляд, тем лучше. Мы будем продолжать, и уже сейчас ведем работу над совместным музыкально-литературным проектом с пианисткой, художественным руководителем "Москонцерта" Басинией Шульман. А недавно мы провели режиссерскую лабораторию совместно с ГИТИСом, Гнесинкой и МТС Live, результатом которой стали два новых спектакля на Малой сцене.

Что еще в планах?

Антон Яковлев: В ближайших планах - постановка Сергея Тонышева на Большой сцене по мотивам "Зойкиной квартиры". На Малой сцене Александр Лимин работает над спектаклем "Морфий". Так вот получилось - сразу два произведения Булгакова. Еще есть проект "Дон Жуан" в постановке Константина Мишина, есть совместные планы с режиссерами Романом Габриа, Павлом Пархоменко. И, конечно, опять будем работать с совсем молодыми режиссерами - открывать новые имена.

Антон Шагин в роли Гамлета в сцене из спектакля "Гамлет" режиссера Антона Яковлева в театре "Ленком Марка Захарова" в Москве. Фото: Владимир Федоренко/РИА Новости

Вы сами в качестве режиссера в этом сезоне выпустили две большие премьеры: "Гамлета" в "Ленкоме" и "Преступление и наказание" в Театре Гоголя. Они чем-то похожи: и в одном, и в другом главная тема - борьба света и тьмы в человеческой душе. Но все-таки и Раскольников, и принц Датский поддались искушению зла, мести. А вообще человек, человечество приспособлено к тому, чтобы свет в нем побеждал тьму?

Антон Яковлев: В принципе, это и есть моя главная Тема - внутренний конфликт в человеке, борьба между тьмой и светом, искушающие его страсти, когда только через ошибки и страдания ты можешь попытаться понять смысл бытия: зачем все вокруг? Ведь только тогда, когда вы были на краю, пережив, перестрадав что-то, вы начинаете двигаться к свету. Без этой борьбы - нет высокой драматургии, нет настоящего театра.

Глубокое исследование сути тьмы необходимо, чтобы, отталкиваясь от этого, идти к свету. Тьмы в каждом из нас достаточно. И я борюсь со своей в каждом спектакле. Это не какие-то абстрактные вещи, этот выбор происходит каждую секунду. И вот чтобы разобраться в этом, мне кажется, надо очень хорошо знать эту тему. Я не сравниваю режиссера со священником, но с точки зрения ответственности они рядом.

Священник - проводит обряд экзорцизма, то есть избавления от бесов, и то же самое, по большому счету, делает режиссер. В искусстве он же должен стремиться к очищению человека от скверны, хотя бы тянуться к прекрасному и увлекать зрителя за собой. Получается у него или нет, это другой вопрос, но приход в эту профессию для меня может быть обусловлен только этим. Все остальное - приложение к этому главному.

Над чем работаете сейчас?

Антон Яковлев: У себя, в Театре Гоголя, делаю компиляцию Шекспира и Горина на тему "Ромео и Джульетты". В Театре Сатиры планирую ставить "Визит старой дамы" Дюрренматта. В планах даже есть кино снимать, но пока говорю только о самых ближайших.

Актуально

Вы упомянули кино. В этой сфере вы человек не чужой, и ваш папа, народный артист Юрий Яковлев, - легенда не только отечественного театра, но и кинематографа. Сейчас набирает популярность "воскрешение" на экране ушедших любимых звезд. Анонсировали уже новый фильм с Юрием Никулиным, "оживить" в новой киноленте хотят Андрея Миронова, Вячеслава Тихонова… В этом, на ваш взгляд, не присутствует тоже некий моральный выбор? Или это надо принять как "прогресс" - и успокоиться? Что вы бы ответили, если бы вам предложили "оживить" вашего отца?

Антон Яковлев: Такое предложение уже было, мне даже прислали видео. Я был в ужасе и негодовании и постарался категорически им это запретить. На мой взгляд - это катастрофа. Артист, да и любой знаковый человек, должен оставаться в своем времени. Вы не имеете права никого "оживлять". Даже просто по этическим соображениям. Ведь вы не можете спросить у артиста, художника, хочет он этого или нет? Хочет ли он участвовать в таком-то проекте, у такого-то режиссера… А если вы не можете задать ему этот вопрос - все, забудьте, оставьте артисту его время и его право!

У нас сейчас достаточно талантливых людей. Я не против каких-то новых открытий в области науки и техники. Прогресс невозможно остановить и, да, искусственный интеллект помогает во многих вещах. Но только не в том, что касается персонификации человека. Это замена, профанация. Ведь это все равно не оригинал. Я противник любого клонирования, и виртуального тоже. Это неправильно во всех смыслах, и с точки зрения этики, и творчества, и элементарной осторожности в общении с непредсказуемым миром будущих технологий.

Давайте хранить память о тех, кто у нас был, а работать с теми, кто есть у нас сейчас.

Кстати

Как менялись названия Театра Гоголя за 100 лет

1925 год - Передвижной театр драмы и комедии (при Центральном комитете профсоюза железнодорожников).

1931 год - Московский театр транспорта.

1939 год - Центральный театр транспорта.

1959 год - Московский драматический театр им. Гоголя.

2013 год - "Гоголь-центр".

2022 год - снова Московский драматический театр им. Гоголя.