В ее мастерской есть все, чему полагается быть в таком месте: багеты, готовые рамы, папки с эскизами, альбомы с фотографиями готовых работ (некоторые из них давно нашли других хозяев, но в памяти их сохранить надо!), кисти, краски. И тут же - гора разномастных тряпичных обрезков, большие прозрачные емкости с нитками всех цветов и оттенков, несколько швейных машинок и будущая картина, создаваемая на обычном письменном столе. Сложенный этюдник стоит в углу: он иногда тоже выполняет свою функцию - когда хозяйке нестерпимо хочется окунуть кисть в краску и оживить холст старым "дедовским" способом. Но основное ее рабочее место уже много лет - именно у стола.
Впрочем, правильнее будет сказать, что рабочее место Валентины Максимовой находится везде: на городских улицах, за городской чертой, в близких и дальних поездках, просто в любой точке пространства. Потому что кропотливой работе в мастерской всегда предшествует озарение, которое художница скромно называет "идеей".
- Идея может возникнуть из чего угодно, - признается она. - Из пожухлой прошлогодней травы, необычного камня в этой траве. Или вот на Волге недавно были превосходные фактуры, когда шел и ломался лед - какими-то квадратиками, мелкой крошкой. Завораживающее зрелище! Еще я люблю слушать музыку с закрытыми глазами, потому что тогда возникают ассоциативные ритмы, волны, спирали. Помню, мой сын, когда был ребенком и учился в музыкальной школе, играл один из этюдов Каркасси. И так меня эта музыка тогда поразила, я так четко представила себе ливень, раскрытые зонты, а потом вдруг ослепившее всех солнце, что именно эти зонты, крупные капли дождя, и пробивающийся сквозь тучи солнечный свет я и изобразила.
После того, как идея пришла, главное - эту мысль, образ и красочный вихрь не забыть. Быстро зарисовать, зафиксировать, желательно в цвете. Так появляются эскизы, или, со слов художницы, "почеркушки", которые ложатся в основу будущих картин, неизменно потрясающих зрителей, особенно когда они понимают, что роль красок при их создании выполняли приготовленные на выброс текстильные обрезки.
Технике текстильного коллажа, как и прочим художественным техникам, юную Валю, носившую тогда фамилию Вострых, обучили в Ярославском художественном училище, куда одаренная уроженка архангельской глубинки поступила (с первой же попытки) в 1971 году. Распределение она потом получила на тогда мощный и градообразующий Угличский часовой завод - в бюро дизайна: оформляла помещения цехов и общежитий, интерьеры заводских соцобъектов. Когда местная экономика пошатнулась, Валентина Максимова перешла на работу в открывшиеся в Угличе художественно-производственные мастерские, разрабатывала и шила тряпичных кукол в национальных костюмах и очень тогда востребованные лоскутные покрывала, "уходившие влет" на так называемой туристской тропе, по которой в те годы гуляли не только соотечественники, но и многочисленные иностранцы. "Выживать-то надо было", - объясняет художница.
Однако, несмотря на все житейские неурядицы, работа на потребу дня судьбой для угличской художницы, к счастью, не стала, крыльев не лишила, а уникальный ее талант однажды повел ее совершенно другим творческим маршрутом.
- После изготовления лоскутных покрывал всегда оставались обрезки тканей, их тогда просто все выбрасывали. И вот однажды, глядя на эти лоскутки, я вспомнила про освоенную в училище технику и решила ее применить. Тканевый ассортимент тогда нищий был, но все равно получилось сделать летящую по небу жар-птицу. Мне понравилось, с тех пор и увлеклась этим делом, - Валентина Николаевна на секунду задумывается и уточняет: с 1994 года.
Когда идея воплощается в эскизе, она все равно продолжает "зреть внутри", обкатывается, обдумывается, рассказывает мастер, и этот процесс завершается только на самой последней стадии работы над картиной - под лапкой швейной машины.
- Подбираю нужные цвета, которыми буду "писать". Сначала совсем грубо: просто, как я говорю, накидываю колорит. Нахожу ткань для подложки, то есть для фона, подсовываю ее под уже собранную композицию. Выбор подложки - не первый этап, потому что не всегда сразу понятно, какой фон подойдет к выбранному колориту. А дальше начинаю постепенно выстраивать ритм, создавать цветовые пятна, продумываю цветовые переходы, то есть палитра становится все более разнообразной, широкой, богатой на оттенки. И поиск нужного оттенка захватывает не меньше, чем при работе красками, - приоткрывает секреты Валентина Максимова.
Каждый вырезанный и отправленный на свое место кусочек ткани она по краям чуть смазывает клеем, чтобы композиция не сдвинулась и не развалилась, и в самом конце скалывает всю картину булавками. Самые мелкие кусочки ткани, с которыми приходится работать, - величиной с ноготь. Поэтому скалывать и склеивать нужно много. После чего наступает очень ответственный черед "партнерства" со швейной машинкой: каждый тканевый "мазок" аккуратно обшивается зигзагом. Причем нитками одного цвета - только соответствующий им оттенок, из-за чего машинку надо запускать и останавливать множество раз. Или, наоборот, строчка делается контрастными нитками - все зависит от поставленной художником задачи. Невероятно трудоемкая и кропотливая работа! Даже машинки не выдерживают. У Валентины Николаевны их три, с запасом - потому что периодически они, по ее выражению, выходят из себя. Но зато в итоге - зрительское "Ах!".
Сколько в ее активе текстильных картин, она точно не подсчитывала: "Думаю, больше тысячи, если учитывать и маленькие, несложные, которые я ради заработка тоже на тропе продавала". А на вопрос, много ли в России подобных ей художников, отвечает не без гордости: "Считаю, что я работаю - только как я работаю, по-своему. У каждого все равно своя манера и свой почерк. Есть очень интересные работы, со сложными застрочками, объемными элементами, трудоемкие именно по швейной технике исполнения. У меня этого нет, я использую один вариант строчки - зигзаг, причем по минимуму. Для меня главное - картинка, все остальное не важно".
Как Валентина Максимова выбирает для себя "краски" - отдельная тема. Из тряпичной кучи в ее мастерской вытащить можно, кажется, все что угодно, любой оттенок. Причем хозяйка прекрасно помнит, в каком месте и что нужно искать. Что-то она покупала сама, что-то привозят и приносят почитатели ее таланта. Непосвященному кажется, что яркая и контрастная расцветка лоскута - самое то, что нужно, и большая удача. А все, оказывается, наоборот: рисунок на ткани очень приветствуется, но ненавязчивый, сдержанный, не пестрый. Такие ткани Валентина Николаевна называет волшебными. Фактура тоже, конечно, имеет значение: в ход обычно идут плотные хлопковые ткани, хотя подойдет и синтетика. Но исключительно такая, которой не страшен раскаленный утюг, потому что, прежде чем натянуть картину из текстиля на подрамник, ее нужно тщательно прогладить.
В 2007 году во время двухмесячной творческой командировки от Союза художников в Париж Валентина Максимова ходила там за расходниками в магазин тканей, хотя пакет лоскутков с собой тоже привезла. ("Но там такие ткани - обалдеть!"). Покупала по 10 сантиметров от рулона, изумляя странной шириной отреза продавщиц. И творила… От той командировки в международный художественный центр Citе des Arts у нее сегодня осталась пара работ в серо-сиреневых тонах, которые она продавать категорически не захотела.
- Однажды я там вышла в соседний дворик. И он мне просто запал в душу! По небу летели косые облака, в окнах домов зажигались огни, а в центре стояло дерево с широкой кроной и красной листвой. Конечно, я мимо такой красоты пройти не смогла, - признается художница.
А на Байкале в 2015 году, придя на берег писать гуашью этюд, она познакомилась и разговорилась с пожилым местным жителем, который вышел из своего домика у воды и просто сидел, задумчиво глядя на озеро. У его ног лежала трехлапая собака, потерявшая одну конечность после того, как угодила в капкан. И из этого тоже родилась картина - "Старик у Байкала". Ее старик и море.
- Я попросила разрешения его сфотографировать, - вспоминает автор полотна. - Потом, пока я писала свой этюд, он мне всю свою жизнь рассказал и так мне запомнился, что я позже на основе этюда сделала композицию. Человек у меня тонально как бы сливается с озером, потому что оно и было всей его жизнью.
Ярчайшая серия картин родилась после рекордного урожая яблок на даче - такую красоту просто грех было не запечатлеть. По той же причине - за возможность пожонглировать яркостью красок - она обожает "рисовать" клоунов. А одна из ее любимых работ - цветущий папоротник. И глядя на эти розовые лепестки, напоминающие лилейные, ловишь себя на мысли, что художница мифический цветок при лунном свете действительно где-то видела. Кстати, эта картина в 2011 году проехала с международной выставкой "Слои памяти" по семи штатам США.
Валентина Николаевна признается, что была у нее мысль бросить текстильный коллаж и сосредоточиться исключительно на живописи, которой она занимается реже, чем хотелось бы. Но потом оставить это дорогое сердцу дело ей "как-то стало жалко". И избавиться от своей тряпичной палитры рука у нее просто не поднялась.
- На последней персональной выставке, в прошлом году в Ярославле, мне в отзывах написала педагог из нашего художественного училища: "Как же хорошо, что вы не бросили эту технику!", - улыбается она. - И эти мысли ушли. Потому что я столько лет этой технике посвятила. Она, в общем, сильная моя сторона.
Угличская художница не боится, что ее картины со временем выцветут (проверено: если висят не под прямыми солнечными лучами - не выцветают), и покрывать их какими-либо средствами решительно отказывается. Однажды попробовала небольшую композицию заламинировать - получилась, говорит, "клеенка клеенкой".
- Нет, ткань должна быть живой! - убеждена Валентина Максимова.
Почитатели ее таланта с этим утверждением абсолютно согласны.
Валентина Максимова - член Союза художников России, народный мастер Ярославской области. В 2024 году награждена Серебряной медалью Союза художников России "Духовность. Традиции. Мастерство". Участвует в выставках разного уровня: городских, региональных, всероссийских, международных. Ее работы выставлялись в Германии, Франции, США, Сербии, Австралии.
Татьяна Румянцева, искусствовед:
- Красота работ Валентины Максимовой необыкновенно чиста и своеобразна, а композиции позволяют воспринимать мироощущение самого автора, присущую ему проникновенную лиричность. Художник любит русскую природу, считает ее учителем, тонко воспринимает ее, не переставая восхищаться и удивляться. А природа дарит ей чудесные мгновения и новые сюжеты. Праздничным действием, неожиданно, импульсивно, радостно предстает созданный ею мир.