Проводит его театр "Зазеркалье". В программе - 9 конкурсных и 12 внеконкурсных спектаклей.
- Спектакли адресованы детям, подросткам, всей семье, - рассказала директор фестиваля Марина Корнакова. - Что примечательно, в программе преобладают постановки, выпущенные режиссерами из Петербурга по всей нашей необъятной родине. Петербургская школа режиссуры известна всей России.
Открыл фестиваль спектакль Новгородского театра для детей и молодежи "Малый" - "Зима, когда я вырос" по мотивам книги голландского писателя Петера ван Гестела. История, которая случилась холодной зимой 1947 года с подростками и их родителями в послевоенном Амстердаме. Рассказана детьми.
Режиссер, художник - Надежда Алексеева, художественный руководитель театра.
Этот спектакль - из внеконкурсной программы.
Что приятно порадовало, в театр в этот вечер пришли родители с детьми.
Главному герою Томасу - 10 лет. Мама умерла в 1945-м. Папа - писатель, мечтатель, чудик - пишет книгу. Неожиданно уезжает на работу в Германию ("во Фрицландию", по выражению Томаса), оставив сына на попечение тетушки.
Мальчик тем временем втюрился по уши в Бет. Хотя девочка пилит и пилит его: "А руки у тебя чистые?", "Не ковыряй в носу!" Но Томаса это не бесит: "Она постоянно ворчит на меня. Я балдею от ее ворчания!". Вот такая любовь…
Многие дети, окружающие Томаса, - сироты. Родителей депортировали в Польшу. Родители погибли - фашисты уничтожали евреев. У них нет могил. Люди просто исчезли. И дети узнали, что такое война… Зачем, например, отец спрятал сына в деревне? Задумались, что такое смерть, что значит "умер". Поняли, что немцы - преступники. Но взрослые не расскажут им про это.
Корреспондент "РГ" встретилась с режиссером спектакля.
Это не первый выезд спектакля из родного дома?
Надежда Алексеева: Первый. Это недавняя наша премьера, мы закончили ею тридцать четвертый сезон. Спектакль не простой, не только потому, что в нем много декораций, в нем много эмоций, энергии, соответственно, много творческих задач, которые он решает. И, конечно, когда ты куда-то выезжаешь, то стараешься максимально все эти художественные задачи повезти с собой. Для нас это определенный опыт вывоза нашего творческого "чемодана".
Как вы вышли на это произведение? Я, например, о нем не знала.
Надежда Алексеева: Книга пришла в руки. Мы, режиссеры, творческие люди, находимся в зоне чтения. Какие-то книги ты читаешь для собственного удовольствия, что-то приходится читать по профессии. И обычно то, что читаешь для постановки, это откладываешь, и в постановку не идет. Как-то так получается. А чтение, которое попадает в руки в связи с какими-то событиями, в которых ты сам хотел бы разобраться, прямо просится на сцену.
Например, эта история про молчание, которая здесь поднимается, когда люди, пережившие во время Второй мировой войны много бед и горя, старались оградить своих детей от информации, от страшной истории. И бросали их - ненамеренно - в зону пустоты. То есть взрослые плакали и переживали, а дети были предоставлены самим себе, не прожившие вместе со своей семьей историю одиночества. Мне показалось, что это очень важная тема - когда семья находится внутри распада не только страны, но и мира, чем была Вторая мировая война. А как в этой ситуации жили дети? Взрослые, конечно, решали бытовые проблемы: кормили-поили, одевали, учили их, но кто-то разве занимался их душой? Сколько потерянных душ, сколько потерянных в этой зоне и взрослых, и детей!
Зимний лед - это идиома, как лед души. И вот в этом льду души живут подростки, которые пытаются жить как обычно, как жили когда-то, но не получается, мир изменился, а для них это пока еще неведомо. Это роман воспитания, но в экстремальных ситуациях, я бы так сказала, потому что у нас много романов воспитания, но не все проходят в каких-то экстремальных ситуациях. Когда по-новому строятся отношения людей, заново строится страна, но и когда продолжают расти дети, которым нельзя сказать: извините, но этих лет у вас не было. А для них это были, возможно, самые важные годы жизни.
Главный герой - 10-летний мальчик. Но также герои и его сверстники. Уже став взрослым, он вспоминает этих одноклассников. В чем разнятся люди, почему одни становятся такими, другие - сякими? И вообще можно ли делить людей каким-то образом? Скажем, по национальностям. Людей, которые к тебе добры. И, конечно, это очень ударяет, потому что идет из уст детей, для которых нет границ.
Кстати
Два спектакля, участвующие в конкурсе фестиваля "Арлекин", в Петербург не привезли - это сделать сложно. Поэтому члены жюри поедут смотреть их на собственных площадках театров: в московском Театре Наций - спектакль-променад "Как я стал художником", в Чувашском театре оперы и балета "Волга Опера" (Чебоксары) - цифровую космическую оперу "Главный вопрос".