В основе сюжета, напомним - реальные события российской истории начала XIX века: 42-летний граф Николай Резанов после смерти супруги ищет отвлечения, но и пользы для страны. Он снаряжает два корабля с именами "Юнона" и "Авось" для кругосветного путешествия, в ходе которого прибывает в Калифорнию и знакомится с 15-летней дочерью коменданта крепости Сан-Франциско Кончитой (ее роль исполнит артистка Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Екатерина Лепилина). Граф Резанов и Мария де ла Консепсьон Марселла Аргуэльо полюбили друг друга и обручились. Однако свадьба не состоялась - Резанову нужно было разрешение императора на брак с католичкой, и по дороге в Петербург он тяжело заболел и умер. Кончита не верила слухам о смерти жениха и ждала его долгих 35 лет, а потом ушла в монастырь.
Уникальность петербургской постановки - прежде всего в том, что она будет такой, как задумал композитор. "Ленкомовская" версия - весьма усеченная в музыкальном плане, поскольку весь оркестр театра на тот момент - пять человек. На сцену Большого зала Санкт-Петербургской филармонии 21 и 22 апреля выйдут в общей сложности одновременно около 100 артистов - 70 музыкантов Концертного оркестра, хор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова, а также многочисленные герои сюжета. Кстати, как признался художественный руководитель и дирижер постановки, ректор консерватории Алексей Васильев, самой большой сложностью в ходе репетиций стало отсутствие привычки работать "по руке" дирижера у рок-музыкантов и драматических артистов.
- В предыдущей версии слово "рок" доминировало над словом "опера", - поясняет он, - мы же восстанавливаем паритет, выравниваем значимость рок- и симфонической музыки. И наша главная амбиция - абсолютный лайф: все будут петь и играть живьем - при участии дирижера, будут рисковать и волноваться.
Подбор артистов, кстати, был довольно сложным, признается режиссер Ольга Маликова: им необходимо владеть голосом и нотной грамотой, но в то же время обладать харизмой и внутренней глубиной, заложенной автором. Конфликт, обозначенный в сюжете, многопланов, и создатели спектакля еще раз подчеркнули это, слегка перераспределив "нагрузку" персонажей. Так, в спектакле появятся Дети XXI века. А капитан корабля "Юнона" Николай Александрович Хвостов (артист Александринского театра Владимир Маликов) становится не просто подчиненным, а подлинным сподвижником Резанова, озаренным верой в его миссию. Именно он, а не Звонарь, как в либретто, произносит ключевые слова: "Он мечтал, закусив удила,/Свесть Америку и Россию./Но затея не удалась,/За попытку... спасибо". Мы и сегодня под ними подпишемся.
- Это не спектакль в классическом понимании, у нас нет декораций, - добавляет Ольга Маликова, - но это спектакль, потому что он проживается на сцене.
Постановка в Санкт-Петербурге станет подарком к юбилею ее создателя - Алексею Рыбникову в июле исполнится 80 лет. Он пообещал приехать на премьеру. Как отмечает продюсер проекта и президент фонда "Общество возрождения художественной Руси 1915" Наталья Орлова, она и готовится как подарок - красивая, стильная, возрожденная.
- Что меня побудило к созданию этого проекта? Любовь, - отвечает она.
Любовь - к музыке Рыбникова, к музыке вообще, к российской истории.
- Хэппи-энда нет, но трагического послевкусия не остается, потому что Резановых много, - добавляет Ольга Маликова. - Они есть и сейчас - те, кто беззаветно любит свою страну, кто готов отдать за нее жизнь.
- Почему вы считаете произведение Рыбникова актуальным сегодня?
Алексей Васильев, дирижер: Если что-то получилось хорошо, если что-то понравилось людям и люди готовы слушать это, то произведение будет актуальным. Я всегда был сторонником такой идеи, касающейся вообще всего, что делается в мире, в искусстве.
В случае с рок-оперой Рыбникова именно так и вышло. Вот получилось: звезды сошлись, вышло гениальное музыкальное произведение, которое будет актуально всегда - как и тема вечной любви.
Сергей Перегудов - граф Резанов: Мне кажется, это вневременное высказывание за вневременное творение. Тема, которая там раскрывается - вечная. И это не только любовь, которая прописана в фабуле, но и диалог с Богом - раскаяние, покаяние, молитва.
Человека все время что-то терзает, он мечется - и сегодняшняя молодежь точно такая же, она любит, ненавидит, впадает в уныние или гордыню, подвергается искушениям.
Преодоление себя тоже делает это произведение актуальным сегодня, как и все 45 лет с момента его создания.
Екатерина Лепилина - Кончита: Невозможно остаться равнодушным к истории и музыке, которая ведет нас всю рок-оперу. Для меня главные составляющие спектакля - надежда, вера в любовь, преданность Родине и патриотизм. Все эти тезисы нашли отклик в сердцах и приобщили к этому произведению разные поколения людей. И в наше непростое время патриотизм побуждает людей к подвигам и свершениям, а вера и любовь заставляет их жить. А именно об этом рассказывает рок-опера "Юнона и Авось", поэтому произведение не теряет актуальности и остается любимым всеми нами.