Симфонию Стравинского танцуют в Мариинке

Андриан Фадеев, новый худрук и экс-премьер балета Мариинского театра, выпустил свою первую программную премьеру. Осуществить ее он пригласил лидера отечественной хореографии Вячеслава Самодурова, также бывшего местного премьера.
Предоставлено Мариинским театром

Выбор Самодурова остановился на ураганной Симфонии до мажор Игоря Стравинского, балетный вариант которой получил лаконичное название "Танцсцены". Получасовой балет позволяет, как нередко бывает у этого хореографа, рассмотреть спектакль и как абстрактную композицию, и как композицию, в четырех частях которой угадываются рудименты сюжета и отношений персонажей. Струящиеся металлические занавесы трубок и располагающаяся во всю длину сцены линия фонарей, подозрительно смахивающая на рампу (сценограф - Алексей Кондратьев), намекают на театральную реальность. Хотя, возможно, в той мере, в какой театром является жизнь.

Хореограф бросил вызов танцовщикам Мариинки, давно не имевшим опыта работы с экстремальными балетными текстами, - и самому себе

Действие, порой развивающееся одновременно в нескольких плоскостях, кажется сном и явью танцовщиков - так элементы сценографии структурируют пространство и время, позволяя хореографу добиваться сложных полифонических эффектов. В "Тансценах" они особенно выразительны благодаря парадоксальному решению.

На стандартную симфоническую форму Самодуров откликается нестандартной с балетной точки зрения идеей, расслышав и делая зримой насмешку композитора, будто иронизирующего над сложившимися стандартами. Первая часть, в которой задаются все музыкальные темы, экспозиционно представляет всех участников балета. После этого шумного танцевального многоголосия лирическое адажио второй части подчеркнуто интимно. Третья часть сфокусирована вокруг игривого па-де-труа солистки с двумя кавалерами и свитой шести поклонников. Бурлящую коду ведет еще одна сольная пара, в финале внезапно распадающаяся и затихающая в обрамлении женского кордебалета.

Обособленность частей и при этом их взаимопроникновение подчеркнуты костюмами Ирэны Белоусовой, также входящей в круг постоянных соавторов Самодурова. Сценическую жизнь она представляет в трех цветах: черном, белом и фуксии. Лирическая героиня и обрамляющий ее женский кордебалет появляются в черных корсетах с белым верхом и летящих романтических прозрачно-белых хитонах. Балерина третьей части фокусирует на себе внимание классической пачкой цвета фуксии. Такого же цвета футболки на вьющемся вокруг мужском хороводе. Так же одет и партнер солистки второй части. В финале героиня и кордебалет появляются в тех же черных корсетах, но избавившись от воздушных юбок, а мужчина - в черном корсете и черном трико.

Артисты ответили на вызов хореографа Вячеслава Самодурова фирменной "мариинской" самоотдачей. Фото: Предоставлено Мариинским театром

В тот момент, когда три балерины соединяются в одном номере, начинает проясняться единый образ, который в разные эпохи находит свое воплощение. Однако это, кажется, не тот сюжет, что интересует Самодурова всерьез.

Как хореограф, сложившийся в Екатеринбурге и отточивший свой стиль на постановках в Большом театре, на "Танцсценах" он впервые вернулся в alma mater - Мариинский театр, где состоялся как балетный премьер. Ради этой встречи, отложенной на целых 25 лет, Самодуров отказался от излюбленной работы с новыми партитурами и выбрал музыку Игоря Стравинского - главного и самого изощренного для современного балета композитора. Хореограф бросил вызов танцовщикам Мариинки, полтора десятилетия не имевшим опыта работы с экстремальными балетными текстами, - и самому себе, попавшему в оплот торжествующего академизма. Премьерными спектаклями дирижировали Валерий Гергиев и Арсений Шупляков.

Себе Самодуров не изменил: его текст как всегда плотно сплетен с каждым ритмическим извивом музыкальной фразы, он рассчитан на телесную свободу, смелость, реактивность и мощное крещендо там, где заканчивается второе дыхание. При этом он непривычно строг и строен, словно академический рисунок модерниста Пикассо. Артисты ответили хореографу фирменной "мариинской" самоотдачей. Шестнадцать танцовщиц женского кордебалета и шестерка мужчин-корифеев (к сожалению, не названных в программке), кажется, ни в чем не желают уступить солистам, а солисты превращают партии в набросок собственных портретов.

Мей Нагахиса из кукольной малышки на глазах вырастает в богиню Диану на колеснице из мужских тел. Филипп Степин кажется созданным для этой хореографии. Рената Шакирова, Кимин Ким, Роман Малышев, которым досталась мощная кода, поддерживают ее многозначность. Остается наблюдать и ждать, превратятся ли наброски в настоящие портреты.

Кстати

Российские балетные театры, раньше боявшиеся композитора, как огня, явно проводят свой необъявленный Год Стравинского. В Перми только что вышел "Орфей". Театр Станиславского и Немировича-Данченко репетирует "Петрушку" и "Жар-птицу". Их же обещает летом Большой.