Оказалось, библейская история о строительстве легендарной башни, описанная в 11-й главе Книги Бытия, интересует людей XXI века, привычно живущих и работающих в небоскребах, не чета вавилонскому. Премьера собрала аншлаг в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве. Екатеринбург стал вторым городом, увидевшим "Вавилон". Выбор не случаен - проект поддержали уральские предприниматели и меценаты.
Отчего такое внимание к теме? Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, открывая премьерный показ, объяснил: сюжет с Вавилонской башней - это досье на человечество.
- Когда человек голоден, он добывает еду. Когда он устал - отдыхает. А когда уже добыл еду, когда отдохнул, куда он устремляется? Человечество начало двигаться к строительству Вавилонской башни.
Адвокат и бывший детский омбудсмен Павел Астахов, на этот раз выступавший в роли автора идеи и ведущего, рассказал, что российская съемочная группа была первой, посетившей Ирак за последние 30 лет. Благодаря помощи МИД России и иракского правительства кинематографистам удалось побывать в исторических местах, многие из них закрыты для туристов. Съемки проходили на территории древнейших мегаполисов цивилизации в долине рек Тигр и Ефрат: Ур, Борсиппа, Вавилон, Эль-Хилла, Бирс-Нимруд, Самарра, Эрбиль, Мосул, Багдад…
- То, о чем мы читаем в Библии, - это сегодняшний день. Посмотрите вокруг, какие строят башни - все выше, выше и выше. Но у каждого человека есть и свои "башни": башня славы, успеха, карьеры, денежная башня. Всегда надо помнить: все это недолговечно, как и башня, которую строили в Вавилоне, - сформулировал идею фильма Павел Астахов.
Экранное действо продолжается около часа, и все это время мы наслаждаемся удивительными видами, следим за археологическими поисками, так что "Вавилон" будет интересен и любителям формата "Клуб кинопутешествий", и тем, кого занимают библейские истории. Но примерно с середины фильма зрители начинают путаться в именах царей Междуречья, которые, как на грех, кажутся на одно лицо, и в зиккуратах - они тоже не особо различаются на взгляд непосвященного. Может быть, разделение телевизионной версии на две части (фильм показали на "Спас ТВ") сделало восприятие более активным.
А еще заметим: есть некая незапланированная ирония в том, что в картине о высоте и гордыне ведущий все время норовит забраться на точку повыше и усаживается на фоне развалин с книгой в руках, чем создает в кадре вторую вертикаль, дерзко спорящую с архитектурной доминантой. Возможно, оператору уместнее было бы выбрать ракурс, при котором мы и съемочная группа смотрели бы на объекты глазами ведущего, а не любовались на бесспорно стильного и харизматичного Павла Астахова. Но, разумеется, эти мелочи не отменяют вышеперечисленных достоинств картины. Фильм уже доступен на интернет-ресурсах.