Как Беларусь и Россия формируют единое транспортное пространство

К 2030 году Беларусь и Россия постепенно отменят разрешительную систему в отношении перевозок грузов в третьи страны и из них.
К 2030 году Беларусь и Россия постепенно отменят разрешительную систему в отношении перевозок грузов в третьи страны и из них. / Сергей Михеев
Завершена ратификация белорусско-российского межправительственного соглашения о международных автомобильных перевозках, заключенного в 2023 году. Соответствующий документ, имеющий силу закона, подписал Президент России Владимир Путин. Перед этим аналогичное решение приняли Государственная Дума и Совет Федерации, соответствующие белорусские структуры. Сделан важный шаг к дальнейшему развитию единого транспортного пространства Союзного государства.

Образование единой транспортной системы предусмотрено договором "О создании Союзного государства" 1999 года. Тогда же была утверждена союзная программа по унификации регулирования транспортного рынка. Новый импульс формированию единого транспортного пространства придал в 2021 году Декрет "Об основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства". Продолжением темы и стало белорусско-российское соглашение о международных автомобильных перевозках. Согласно протоколу договоренность вступит в силу через 30 дней после завершения формальностей. Но эксперты обеих стран уже активно обсуждают новые перспективы сотрудничества, связанные с выравниванием условий хозяйствования. По их мнению, соглашение приведет к росту заработков, созданию новых рабочих мест, сокращению издержек на доставку товара и цен на них.

- Оно направлено на совершенствование международно-правового регулирования двустороннего сотрудничества, позволит создать благоприятные условия для перевозчиков двух стран, - отметила член Комитета Совета Федерации по международным делам Наталья Никонорова.

Каботажные перевозки сделают для белорусов работу на российских направлениях более рентабельной

В числе основных новаций - постепенная отмена к 2030 году разрешительной системы в отношении перевозок грузов в третьи страны и из них. Документ регламентирует вопросы перевозки пассажиров и грузов по территории Союзного государства в двухстороннем сообщении, транзитом, а также каботажные автомобильные перевозки грузов.

- В итоге у Беларуси появились реальные перспективы значительно увеличить экспорт логистических услуг, - считает председатель совета директоров ООО "Интертрансавто" Андрей Смоляр. - В области международного автомобильного транспорта у нас сильные позиции. Мы выходим на рынок Китая, работаем практически со всеми азиатскими странами. Также развиваются перевозки между Беларусью и Россией. Новое соглашение позволяет осуществлять каботажные перевозки. Активно движемся в этом направлении.

Разрешения на каботаж белорусские перевозчики ждут с тех пор, когда в противовес западным санкциям резко активизировались торгово-экономические отношения со странами азиатского региона. Гнать многотонный грузовик порожняком на такие расстояния разорительно, поэтому так важно для белорусских перевозчиков доставлять грузы не только в дальние страны, но и на обратном пути по России.

- Каботажные перевозки сделают для белорусов работу на российских направлениях более рентабельной, - подчеркнула директор компании-представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяна Солдатенко. Впрочем, аналогичные права в Беларуси предоставляются и российским перевозчикам.

Все это - конкретный результат союзной интеграции и в то же время действенный ответ на западные санкции в отношении Беларуси и России. Напомним, они напрямую затронули международные автоперевозки. Отрасль, приносившую Беларуси почти половину выручки от экспорта услуг, пришлось серьезно перестраивать. Тем не менее, судя по статистике, автоперевозчикам удалось адаптироваться к новым временам за счет переориентации на другие рынки. Так, в 2023 году ввоз товаров в страну из Евросоюза сократился более чем наполовину, зато их поток с восточного направления увеличился в 2,3 раза. Аналогичная тенденция наблюдается и по экспорту. В 2024-м белорусские субъекты хозяйствования увеличили международные автоперевозки на 10%.

А транспортный комплекс Союзного государства в целом еще в начале декабря того же года превысил основные показатели за весь 2023 год, отметили в Минтрансе России. Белорусско-российское сотрудничество развивается во всех сферах транспорта и логистики. В единой связке осуществляют двухсторонние и транзитные перевозки Транссибирская железнодорожная магистраль, БАМ, Белорусская железная дорога. В итоге из Шанхая в Минск товары доставляются за 40-50 дней, что в разы меньше, чем морским путем. Нужно доставить груз еще быстрее? Для этого Беларусь и РФ осуществляют прямые авиарейсы из Китая.

Также Беларусь нарастила экспорт нефтепродуктов, минеральных удобрений, лесопродукции и многого другого через 20 российских морских портов, откуда товар следует в десятки стран. Тысячи жителей Союзного государства пользуются возобновленным железнодорожным сообщением между Смоленской и Витебской, Псковской и Витебской областями, скоростным поездом "Ласточка" по маршруту Москва - Минск, новыми авиалиниями между Минском и Самарой, Ульяновском, Челябинском, Махачкалой, Москвой и Брестом, Санкт-Петербургом и Гомелем. Реализуется совместный план мероприятий по совершенствованию автомобильных дорог, продолжается цифровизация грузоперевозок - все это говорит о динамичном развитии единой транспортной системы Союзного государства.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться