Мобильные сотрудники: эксперты рассказали, чем выгоден рынок аутсорса

Бизнесмен Максимов: Аутсорсинг - уже не просто способ "удешевить" производство
Каждая третья компания прибегает к аутсорсингу, чтобы справиться с нехваткой кадров. Остальные, согласно опросам, не доверяют сотрудникам со стороны. Директора компаний опасаются утечек конфиденциальной информации. Сложно и контролировать сотрудников вне офиса. Однако не все эксперты с этим согласны.
iStock

Как отмечает руководитель оперативного штаба независимого профсоюза "Новый Труд" Алексей Неживой, что сумма контрактов крупнейших заказчиков с малым бизнесом в 2024 году достигла 9,6 трлн рублей, что на 20% превышает показатели 2023 года. Основная часть договоров с субъектами МСП пришлась на поставки продукции обрабатывающих производств (3,3 трлн рублей), строительные работы (3 трлн рублей), научную, инженерно-техническую и профессиональную деятельность (396 млрд рублей), услуги связи (387 млрд рублей) и административные услуги (355 млрд рублей).

Среди регионов лидерами по закупкам у малого бизнеса стали Москва (3,1 трлн рублей), Санкт-Петербург (801,4 млрд рублей), Республика Татарстан (552,6 млрд рублей), Московская (431,3 млрд рублей) и Свердловская (346,9 млрд рублей) области.

"Как мы видим, часть растущих объемов закупок и аутсорсинга у малого бизнеса связана с вовлечением его в сбор сырья для обрабатывающих производств. Здесь мы наблюдаем, по сути, рост выхода из тени индивидуальной активности населения - во многом благодаря новому инструменту, самозанятости, а также усилиям ФНС по работе с крупным бизнесом и госкорпорациями, которые теперь стремятся вести деятельность только "по-белому". То же самое происходит в строительстве, где ощущается нехватка рабочих рук: бригады самозанятых переходят от одного заказчика к другому, выполняя локальные задачи. И это, опять же, стало возможно благодаря самозанятости и повышенному вниманию ФНС к прозрачности бухгалтерской отчетности и коммерческой деятельности крупного бизнеса. Аналогичная ситуация в сфере инженерных, профессиональных услуг, связи и других отраслей", - поясняет представитель профсоюза.

Самозанятость, цифровизация и платформенный подход разорвали связь между востребованным специалистом и единственным работодателем традиционные трудовые отношения. Теперь профессионал может работать на множество заказчиков. Это позволяет ему глубже погружаться в работу, больше зарабатывать, выбирать тех, кто платит лучше и с кем комфортнее.

"Рынок услуг кардинально изменился. Даже госзакупки - по сути, аналог платформы, и там уже ввели унифицированные требования. Однако новую реальность - платформизацию экономики и занятости, которая во многом выросла на льготном налоговом режиме (изначально введенном совсем по другим причинам), именуемом самозанятостью, - необходимо как можно быстрее охватить системой права. Нужны законы о платформенной экономике и занятости, платформенный кодекс - и для платформ, и для работников, нужны механизмы урегулирования споров до суда, системы пенсий и медстрахования, реальная защита труда для тех, кто работает через платформы. Цифры говорят сами за себя: 12,5 млн самозанятых, почти 4 млн человек, для которых платформы - основной доход, огромные обороты на госзакупках и все больше тех, кто живет на заработанное в новой экономической реальности. Эти процессы несут экономическую эффективность: уже сейчас, по мнению экспертов, платформенная экономика дает стране дополнительные 0,5-1% ВВП в год. А вот законов, правовой базы до сих пор нет", - подчеркивает эксперт.

Основатель бренда обуви Comfers Дмитрий Максимов считает, что для малого и среднего бизнеса аутсорсинг - это уже не просто способ "удешевить" производство, а возможность гибко масштабироваться и получать экспертизу.

"Мы активно и осознанно используем аутсорс в ИТ, бухгалтерии, логистике. Например, по своему опыту, на внешнем управлении - разработка и поддержка сайта, а также ИТ-системы учета. Один из самых удачных кейсов - перевод бывшего ИТ-директора на аутсорс. У него был запрос на самостоятельность, а у нас - потребность в надежной технической поддержке. Мы помогли ему открыть свое направление и уже шесть лет сотрудничаем в такой форме. Это - доверие, гибкость и одновременно высокая вовлеченность, потому что человек знает процессы изнутри, но работает с внешним фокусом и опытом", - пояснил Дмитрий Максимов.

Также в компании на аутсорсе бухгалтерская отчетность и финансовый аудит. Эти функции требуют высокой точности, знаний в меняющемся законодательстве, и именно внешние специалисты с опытом разных бизнесов зачастую быстрее видят слабые места и предлагают решения.

"Мы долго искали партнеров, но сейчас довольны: это позволяет нам концентрироваться на бизнесе. Линейные процессы - водители, развозка, курьерская доставка - также на аутсорсе. Это удобнее, чем строить собственный парк или нанимать персонал в штат, особенно в условиях переменной загрузки. Тренд очевидный: аутсорс расширяется и становится стратегическим инструментом, а не просто "временной затычкой". Все больше руководителей МСБ понимают, что нет смысла держать внутри то, что можно вынести наружу без потери качества. Особенно это актуально в ИТ и финансовых направлениях - скорость изменений требует постоянной экспертизы, которую внутри МСБ не всегда возможно поддерживать", - добавляет Дмитрий Максимов.

Но при этом, полагает он, аутсорс - не панацея. Есть функции, которые нельзя отдавать вовне. Это, например, все, что связано с развитием продукта, генерацией новых идей, управлением клиентским опытом, ростом продаж и бренда. Именно здесь рождаются ключевые смыслы и отличия компании, и передача таких направлений рискует "обезличить" бизнес.

"Стратегия, коммуникация с клиентами, проектирование новых сервисов и линейка развития - все это, по нашему опыту, должно оставаться внутри команды, чтобы бизнес был живым и чувствовал своего клиента. По моему мнению, главное при принятии решения о выводе на аутсорс - четко понимать, что вы отдаете функцию, а не ответственность. Вы не "освобождаетесь", а просто управляете иначе. Важно, чтобы у собственника или руководителя оставалась прозрачность, контроль и понимание, как работает переданная часть", - подчеркнул эксперт.

Генеральный продюсер образовательных программ для предпринимателей Школы управления "Сколково" Елена Бондаренко подчеркивает, со своей стороны: "С точки зрения аутсорса в случае с МСБ разумным решением является оставлять в своей компании центр компетенции, на которую предприниматель делает ставку, и наращивать эту компетенцию. Именно это будет являться ключевым конкурентным преимуществом бизнеса. А на аутсорс нужно выводить процессы, которые, с точки зрения привлечения внешнего партнера, влияют на производительность, но при этом обходятся дешевле. В этом плане современную небольшую компанию можно разделить на то, что она делает сама, и на то, что она выводит на аутсорс. Исходя из двух этих правил себе компания оставляет ключевые центры компетенции, которые делают ее конкурентоспособными и за счет которых она зарабатывает, а на аутсорс выводится то, что выгоднее обходится с точки зрения организации и при этом напрямую влияет на нашу эффективность", - поясняет эксперт.

Если работаешь в сфере образования, у тебя центр компетенции - это как строить образование, объясняет она. Если производишь, например, какое-то специальное оборудование, то оставишь у себя внутри технологию сборки, R&D, способ организации, а все остальное можешь вывести. Само название индустрии определяет тот центр компетенции, который ты у себя оставишь, и будешь развивать. И это возможно в любой индустрии. Важна стратегическая ставка на развитие ключевой компетенции, где тебе важно быть лучше всех - за счет этого ты выигрываешь игру. И что-то выводишь во вне для того, чтобы увеличить скорость и эффективность", - уточняет Бондаренко.

А генеральный директор КРОС Екатерина Мовсесян уверена, что рынок аутсорса в России наиболее развит в части финансовых процессов, включая бухгалтерский и налоговый учет и подготовку отчетности. По данным исследования ДРТ, этот функционал составляет до 50% выручки российского рынка аутсорсинга бизнес-процессов. Также на аутсорс часто уходит кадровая функция, юридическое сопровождение, клининг и обслуживание офисов.

Тем не менее, за последние годы также серьезно вырос и рынок самозанятых. Компании все чаще приходят к сотрудничеству именно с этим сегментом рынка труда. Немаловажную роль тут играет стоимость. Если содержание отдела стоит дороже, чем привлечение подрядчика, компании идут к подрядчику. Также внешних специалистов привлекают на проектной основе, когда необходимо решить конкретную конечную задачу.

"Отличным решением, например, для консалтингового бизнеса, является развитие сотрудничества с мобильными командами, когда у компании есть база специалистов самого разного профиля, которых привлекают, когда приходят клиенты со специфическими задачами. Это обеспечивает гибкость и возможность формировать уникальные команды под любые нестандартные проекты", - говорит Екатерина Мовсесян.

Подводные камни, конечно, существуют. В основном риски связаны с безопасностью данных, а также управлением качеством работы на расстоянии. Иногда компании могут столкнуться со скрытыми затратами, когда договор в итоге окажется дороже, чем штатный сотрудник, а также с недобросовестными подрядчиками. Но при должной проработке, эти проблемы решаются.