В Новосибирске возобновили строительство метро

Городские власти объявили о возобновлении работ на строящейся 14-й станции новосибирского метро. А также обнародовали очередные планы развития "подземки".
Для продолжения строительства "Спортивной" потребовалось вносить существенные изменения в проект, проводить инвентаризацию работ, восстанавливать документацию и заново проходить экспертизу
Для продолжения строительства "Спортивной" потребовалось вносить существенные изменения в проект, проводить инвентаризацию работ, восстанавливать документацию и заново проходить экспертизу / Александр Кряжев/ РИА Новости

Первоначально станцию "Спортивная", расположенную на Ленинской линии метрополитена, планировали сдать в эксплуатацию летом 2022-го. Это было предусмотрено проектом строительства, разработанным в 2019 году и получившим положительное заключение экспертизы. Важный для города объект необходим для транспортной доступности всего левобережья и особенно новой ледовой арены - на хоккейные матчи приезжает около десяти тысяч болельщиков, а в парке возле спортивного комплекса любят проводить досуг новосибирцы. В перспективе станцией с четырьмя выходами будут пользоваться посетители будущей рекреационной зоны "Усть-Тула".

Однако в мэрии утверждают, что прошлый подрядчик не справился со своими обязанностями: допускал существенные отклонения от проекта, нарушал графики, многие виды работ так и не были выполнены. В итоге муниципалитет расторг контракт. Для продолжения строительства и обустройства "Спортивной" потребовалось вносить существенные изменения в проект, проводить полную инвентаризацию выполненных работ, восстанавливать утраченную документацию и заново проходить экспертизу.

Сейчас на объекте работает новая подрядная организация, которая выполняет монтаж инженерных и противопожарных систем, обеспечивающих безопасность будущих пассажиров. Контракт с ней заключен в марте этого года. Генеральный директор компании-подрядчика Дмитрий Клиросов сообщил, что все работы расписаны до конца июня и выполняются по графику.

Общественники подсчитали, что сроки сдачи станции переносили не менее семи раз. Окончательный срок ввода в эксплуатацию так и не определен. Он станет известен после проведения экспертизы сметной стоимости объекта и заключения контракта с еще одним подрядчиком, которому предстоит завершить все работы.

- После конкурса будет понимание этапности реализации этого важного проекта, - отметил во время выездного совещания на "Спортивной" мэр Новосибирска Максим Кудрявцев.

Между тем при поддержке правительства области и регионального Законодательного собрания муниципалитет закупил для метро пять современных пятивагонных составов. Первые должны поступить осенью этого года.

- Приобретение новых составов - это очень дорогостоящий процесс. В 2024 году нам удалось закупить четыре пятивагонных поезда. На торгах сэкономили около 300 миллионов рублей. Это, а также дополнительная поддержка из областного бюджета, позволили нам объявить аукцион на покупку пятого пятивагонного состава. Его стоимость составила более 862 миллионов рублей, - сообщил Максим Кудрявцев.

Новые вагоны разработаны предприятием "Метровагонмаш" специально для Новосибирска. Поставщиком выступила компания "ТМХ Городской транспорт". По словам заместителя генерального директора по развитию бизнеса ООО "ТМХ Гортранс" Максима Куликова, новые вагоны на 95 процентов состоят из российских комплектующих, остальное поставлено из Республики Беларусь и Китая. Широкие дверные проемы (1400 мм вместо обычных 1208) увеличат проходную способность. В вагонах установлены пассажирские сидения из экокожи, разработанные с учетом анатомии человека, защитные экраны между сиденьями и входной зоной, USB-разъемы для зарядки мобильных гаджетов. - Предусмотрены комфортные условия не только для пассажиров, но и для машинистов метропоездов. Это система климат-контроля, эргономичные кресла, в зеркала заднего вида встроены дополнительные камеры видеонаблюдения, камерами оснащены и вагоны состава, - рассказал Максим Куликов.

В рамках муниципального контракта с белорусской компанией "Минскметропроект", заключенного в феврале этого года, началось проектирование второго перегонного тоннеля между станциями "Березовая роща" и "Золотая нива".

- Транспортная отрасль - один из успешных примеров сотрудничества с Республикой Беларусь. Так, в Новосибирске силами российско-белорусского предприятия "БКМ Сибирь" уже модернизировано 72 трамвайных вагона. Новое перспективное направление - развитие метрополитена. В прошлом году мы подписали меморандум о взаимопонимании с компанией "Минскметропроект". И уже в феврале 2025-го заключили муниципальный контракт на разработку проектной документации для строительства левого перегонного тоннеля "Золотая нива" - "Березовая роща" на Дзержинской линии метро. Сейчас это в приоритете, - отметил Максим Кудрявцев.

На поддержку проектных работ из средств областного бюджета выделят 350 миллионов рублей.

Продление Дзержинской линии метрополитена подразумевает, в том числе, строительство нового электродепо. Как сообщил директор "Минскметропроекта" Михаил Рудько, компания уже приступила к созданию проектной документации. Для начала будут проведены геологические и геодезические исследования местности, проработана конструктивная часть тоннеля.

Кроме того, мэрия Новосибирска объявила конкурс на актуализацию генеральной схемы метрополитена. Подрядчику предстоит сформировать планы развития подземки с учетом новых жилмассивов и сложившихся транспортных потоков.

Тем временем

В метрополитене будут внедрять технологии искусственного интеллекта - соответствующее соглашение заключено с Новосибирским государственным университетом. "Метрополитен должен быть в числе лидеров технологического развития в городской инфраструктуре. К сожалению, пока это не так, но мы активно работаем над модернизацией. В частности, рассматриваем возможность внедрения беспилотного управления поездами", - поделился планами начальник Новосибирского метрополитена Аркадий Чмыхайло.

В числе других задач - повышение безопасности на станциях. Например, планируется оснастить эскалаторы интеллектуальными системами, которые будут автоматически останавливать движение в случае падения пассажира или иной опасной ситуации, которая может привести к травмам. В систему видеонаблюдения предлагается интегрировать программы, оценивающие количество пассажиров на разных участках метро, позволяя оптимизировать работу станций и поездов в "часы пик". Также ИИ сможет контролировать состояние путей, обнаруживать оставленные вещи, выявлять неадекватно ведущих себя пассажиров на станциях метрополитена. Соответствующие программные продукты, созданные по запросам индустриального партнера, выполнит Центр искусственного интеллекта НГУ.