С начала года в регионе совершено более трех тысяч киберпреступлений, ущерб от них оценивается в десятки миллионов рублей - от незначительных сумм до миллионов рублей в каждом случае, сообщил начальник управления по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий ГУ МВД по Новосибирской области Михаил Слабухо.
Эта тема на постоянном контроле региональной прокуратуры. Заместитель начальника управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Новосибирской области Сергей Захаров привел пример: в начале апреля за одни сутки было совершено 24 преступления в сфере кибермошенничества, ущерб составил свыше десяти миллионов рублей. На уловку преступников попалась 69-летняя женщина, которая перевела злоумышленникам пять миллионов рублей собственных и заемных средств.
Согласно исследованию Банка России, 45 процентов опрошенных жителей Новосибирской области не знают, что такое фишинг (фишинговые рассылки - вид хакерской атаки, при помощи которой мошенники получают доступ к личной информации пользователя, например, к паролю от личных кабинетов банков, электронной почты. - Прим. "РГ"), а 35 процентов респондентов понятия не имеют, кто такие дропперы и какое наказание они могут понести за свои деяния (дропперы - это подставные лица, участвующие в нелегальных схемах по выводу средств с банковских карт россиян. - Прим. "РГ"). Еще 20 процентов участников опроса признались, что пренебрегают элементарными правилами кибербезопасности.
Заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Павел Вернер отметил, что в 2024 году мошенникам удалось похитить с банковских счетов граждан 27 миллиардов рублей, что на 75 процентов больше, чем в 2023-м, при одинаковом числе операций - 1,2 миллиона.
Основным инструментом мошенников остается телефон. В прошлом году ЦБ отправил на блокировку более 170 тысяч телефонных номеров, что в три раза меньше, чем годом ранее. Так как основная масса злоумышленников перевела свою работу в мессенджеры.
- Мошенники постоянно совершенствуют свои схемы, и технологии только расширяют их возможности. Атаки могут быть направлены против россиян любого пола, возраста, социального статуса и места жительства. Но чаще мошенников привлекают люди среднего возраста, поскольку они финансово стабильны. Сегодня практически каждый второй владелец банковских карт может столкнуться с попыткой финансового мошенничества. Финансовая безопасность начинается с вашей бдительности, - отметил начальник управления защиты корпоративных интересов департамента по обеспечению безопасности ВТБ Дмитрий Ревякин.
- Сотрудники правоохранительных органов, любых госучреждений, Банка России и крупных банков не используют мессенджеры для звонков клиентам и уж тем более не пользуются видеосвязью, - заявил Павел Вернер на пресс-конференции в ТАСС в Новосибирске. - Схема, по которой действуют мошенники, одна - манипулируя человеческими эмоциями, вывести жертву из адекватного состояния и заставить передать свои персональные данные.
"Мошенники выдают себя за сотрудников банка или службы безопасности, чтобы убедить людей предоставить доступ к карте и личным данным. Они применяют различные тактики, например, просят сообщить код из SMS, сообщают о подозрительной активности и просят подтвердить данные, отправляют фальшивые уведомления о блокировке карты и так далее", - рассказали в пресс-службе Банка ВТБ.
В Сбербанке рекомендуют клиентам банков прекращать разговор, если звонящий предлагает установить мобильное платежное приложение и привязать к нему карту или совершить перевод на свой счет в другом банке: это явный признак мошенничества. В 80 процентах случаев для вывода похищенных средств используются мобильные платежные системы и переводы между счетами жертвы, отметили в Сбере.
Из "свежих" схем, которые применяли мошенники, - доставка цветов, когда получатель не знает, от кого они, а некая служба доставки просит по телефону сообщить код из смс или уведомлений для подтверждения вручения букета. Вообще, мошенники оперативно схватывают информационную повестку, предупреждают в ЦБ. Так, не успел еще набрать обороты закон о самозапрете на кредитование, как мошенники начали звонить с предложением устранить якобы произошедшие технические неполадки, выспрашивая заветный подтверждающий код.
Тем не менее, эксперты возлагают большие надежды на последние изменения в законодательстве, которые должны помочь переломить ситуацию. С 1 марта 2025 года у граждан появилась возможность установить добровольный самозапрет на получение кредита. Сейчас сделать это можно на портале "Госуслуги", с сентября - в МФЦ.
- Если микрофинансовая организация или банк выдадут мошенникам кредит на имя гражданина, установившего самозапрет, то вся ответственность и компенсация за это будет на них, - подчеркнул Павел Вернер.
За месяц действия закона такой возможностью воспользовались 180 тысяч жителей Новосибирской области, это 13 процентов трудоспособного населения региона.
С 1 сентября 2025 года будет введен период охлаждения при получении потребительских кредитов. Это значит, что между подписанием заемщиком договора и перечислением на его счет или карту средств должно пройти не менее четырех часов, если сумма такого кредита (займа) составляет от 50 тысяч до 200 тысяч рублей, и 48 часов, если кредит превысит 200 тысяч рублей.
Кстати
В 40 процентах случаев, напоминают в Банке России, мошенники "охотятся" за заемными средствами граждан, а не только за текущими счетами.