"Православные храмы не должны изображаться без креста"

Депутаты Петербурга предложили законодательно запретить "крестопад"
В Петербурге депутаты требуют запретить вымарывание религиозных символов при изображении храмов, а неравнодушные граждане в Северной столице и в Москве начали бороться с "крестопадом" в частном порядке. В чем причина этого явления - разбирались корреспонденты "РГ".

Группа депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга, входящих во фракцию "Единая Россия", предложила на федеральном уровне установить обязанность воспроизводить имеющиеся религиозные символы при изображении церквей, мечетей, синагог, дацанов и других культовых сооружений. Тем самым правовым путем должен быть положен конец так называемому "крестопаду" - это когда православные храмы изображаются без крестов. А такое можно увидеть все чаще на плакатах, обложках книг и брошюр, логотипах, муралах и других визуальных носителях, воспроизводящих образ церквей. "Крестопад" вызывает беспокойство в российском обществе. Поскольку никаких правовых или этических оснований для таких действий не имеется, сознательное удаление крестов воспринимается как оскорбительное действие по отношению к тем, для кого они - знак принадлежности к самой крупной в стране конфессии и российскому культурному коду.

Жители Тулы борются с крестопадом самостоятельно - подрисовывают кресты на куполах. Фото: Елена Шулепова

Казалось бы, символы традиционных для России религий, как и само отправление религиозного культа, надежно защищены законодательством о свободе совести. Тем не менее, "исчезновение" крестов продолжается, порой приобретая гротескный характер. Так, в марте вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова обратилась в МВД и прокуратуру по поводу стертых крестов у собора Василия Блаженного на обложке издания для школьников о… Конституции России. Кузнецова напомнила, что в указе президента №809 закреплены положения о том, что христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии являются неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия.

В последнее время с "крестопадом" люди начали бороться в частном порядке, пририсовывая фломастерами кресты на уличных постерах с изображениями храмов или размещая специальные наклейки на "обескрещенных" куполах. Например, в Москве на станции метро "Трубная" на витражах, изображающих храмы без крестов, пассажиры начали прикреплять нательные крестики.

А москвичи к цветному панно на станции метро "Трубная" прикрепляют нательные крестики. Фото: Андрей Полынский

В историческом центре Тулы на одном из баннеров, на котором изображены купола Успенского собора, горожане также не обнаружили главного христианского символа. Возмутились и решили исправить вольность художника, пририсовав на луковках кресты. Они выдержаны в той же цветовой гамме, что и изображение собора, и выполнены довольно аккуратно. Правоохранители и чиновники не усмотрели в этом никакого акта вандализма. "Какой тут может быть вандализм? Пририсовав кресты на церкви, восстановили справедливость. А те, кто это сделал - молодцы", - прокомментировал "РГ" ситуацию депутат Тульской городской думы Владимир Тимаков

И все же в некоторых случаях такие неравнодушные граждане рискуют получить обвинение в порче чужого имущества. Вот в Петербурге и решили, что пришло время урегулировать ситуацию с помощью юридических методов. Для этого предлагается внести соответствующие изменения в федеральный закон № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

"Православные храмы не должны по каким-либо причинам изображаться без своего главного символа - креста. Ровно так же, как и изображение мечети не должно быть без полумесяца, а изображение синагоги не должно размещаться без звезды Давида, если на указанных сооружениях имеется соответствующая религиозная символика", - говорится в пояснительной записке к законопроекту. В связи с этим предлагается установить для всей страны норму о том, что при изображении культовых зданий и сооружений должна сохраняться религиозная символика, имеющаяся на таких объектах. Документ от имени Заксобрания Петербурга предлагается внести на рассмотрение в Государственную думу.

Кроме того, один из авторов законопроекта, депутат Павел Крупник, обратился к помощнику президента РФ Владимиру Мединскому с предложением оценить возможность разработки единых рекомендаций о визуальном публичном использовании христианских символов и недопущении их "цензурирования".

Ранее на актуальность проблемы обратили внимание в Московской патриархии. Там заявили, что для борьбы с "крестопадом" следует принимать законодательные меры. Христианофобии, замаскированной под "толерантность", нужно поставить юридические препятствия.

"Почему это так важно?" - спросили мы у известного православного проповедника, крымского священника Димитрия Шишкина.

"Вопрос фиксации собственной идентичности, скажем так, на государственном уровне - это вопрос очень серьезный, - отметил отец Димитрий. - Гораздо более важный, чем некоторым может показаться. Во-первых, потому что единственным государственнообразующим началом нашей державности была, есть и будет православная вера. А во-вторых, потому что если мы еще верим, что мы - православный народ, если хотим, чтобы у нашего Отечества было доброе будущее, то надо нам это как-то подтверждать, со своей стороны. Тем более, что в нашем случае и выдумывать ничего не надо, ведь храмы-то наши нынче в большинстве своем в самом деле увенчаны крестами".

Комментарий

Егор Холмогоров, историк, религиозный философ, кинокритик:

"Явление "крестопада" - это, конечно, не обычный продукт дизайнерской невнимательности. Это симптом тяжелой духовной болезни. Это попытка кражи символов России, использования их против той духовной традиции нашего народа, в рамках которой эти символы были нам даны.

Что именно происходит? Берется, к примеру, храм Василия Блаженного - известный во всем мире и стопроцентно узнаваемый символ России. С помощью использования изображения этого храма дизайнер (или его заказчик) хочет привлечь внимание к своему информационному продукту, обозначить его связь с родной почвой. Но вот только почему-то их совершенно не устраивает главное в этом храме - крест. Они хотят использовать в своих "продажах" образ православного храма, но без сути и смысла православного храма. На западе это называют ученым словом "культурная апроприация", но мы назовем по-простому - кража.

Исчезновение крестов пытаются объяснить мнимой толерантностью к другим религиям. Однако мне не известны случаи в России, когда бы, к примеру, мусульманина оскорблял крест на православном храме. Он знает, что это символ христианской религии и знает, что в России православное христианство - это религия, исповедуемая большинством граждан. "Оскорбляться" крестом может только экстремист.

А вот отсутствие креста, удаление креста с изображений храмов и других связанных с верой предметов оскорбляет миллионы православных верующих. Фактически инициаторы "крестопада" раскачивают лодку гражданского и религиозного мира в России, и уже одно это, по-хорошему, должно заставить компетентные органы разобраться - откуда пошло это поветрие".