На повестке четыре варианта: сохранить резиденцию в Ёнсане, вернуться в Чхонвадэ, перенести администрацию в Кванхвамун или решиться на стратегический шаг - переезд в административный город Сечжон.
Самым простым решением представляется оставить офис президента в районе Ёнсан - в комплексе бывшего Министерства обороны, в Сеуле. Там обосновался Юн Сок Ёль, когда в 2022 году принял неожиданное решение покинуть традиционный президентский комплекс Чхонвадэ. Финансово- это самый удобный вариант: здание уже оборудовано, перенос нового офиса стоил бы миллиарды вон.
Однако история внесла свои коррективы. Именно здесь 3 декабря было объявлено о введении военного положения, и для многих это здание теперь символизирует авторитарный поворот, завершившийся импичментом. Против сохранения резиденции в Ёнсане выступают не только оппозиционные политики, но и широкие слои общественности. Плохая транспортная доступность, проблемы с безопасностью, прослушкой и общим имиджем - всё это делает вариант с Ёнсаном малопривлекательным.
Наиболее вероятным сценарием на ближайшее время выглядит возвращение в Чхонвадэ - историческую резиденцию президентов РК, служившую таковой более 70 лет. Здание, которое в переводе означает "Голубой дом", не утратило инфраструктуры и символической значимости, а после импичмента количество его посетителей утроилось. Люди едут, как будто прощаются, но теперь все чаще - с надеждой на его возвращение в государственную систему.
Есть, впрочем, и проблемы: за два года здание стало туристическим объектом, и потребуется время и ресурсы на обеспечение безопасности и внутреннюю реконструкцию. Однако большинство специалистов считают это выполнимым за считаные недели. Главное - есть запрос на возвращение и со стороны общества, и со стороны политиков.
Размещение офиса в Кванхвамуне, в центре Сеула - идея, поднимавшаяся как при Мун Чжэ Ине, так и при Юне. Теоретически это позволило бы президенту находиться ближе к министерствам, работать "в гуще народа" и укрепить горизонтальные связи власти. Но на практике - плотная застройка, отсутствие защищенного периметра и сложности с безопасностью остановили реализацию этой идеи. Юн Сок Ёль отказался от нее уже через 10 дней после инаугурации. Эксперты по безопасности же говорят очень категорично: гарантировать безопасность главы государства в том районе физически нельзя.
А вот предложение о переезде в город Сечжон - это не просто идея, а потенциально новая глава в истории корейского госуправления. Сечжон расположен примерно в 110 км к югу от Сеула, это административный центр, где уже размещены десятки министерств. Переезд туда позволил бы не только децентрализовать власть, но и снять часть проблем столичной гиперконцентрации: трафик, рост цен на жилье, перекосы в развитии регионов.
Однако здесь все упирается в закон. В 2004 году Конституционный суд признал, что статус Сеула как столицы зафиксирован в "обычной Конституции", и без конституционных изменений перенести туда президентскую резиденцию невозможно. Значит, впереди - сложный, длительный и, возможно, болезненный процесс.
Если раньше перемещение президента из Чхонвадэ в Ёнсан вызывало скепсис и насмешки, то теперь, после череды политических потрясений, корейцы готовы к переменам - и даже их ждут. Мнения разделились: кто-то хочет возвращения к традициям, кто-то призывает к переезду в Сечжон как символу нового начала, но при этом мало кто хочет, чтобы лидер остался в Ёнсане.
"Я был бы разочарован, если бы Чхонвадэ закрыли. Это символ нашей истории", - сказал в беседе с местными СМИ житель города Кванчжу, приехавший на экскурсию с сыном. А вот другой посетитель признался: "Мне показалось, что Чхонвадэ слишком роскошный. Думаю, Сечжон - лучший выбор: скромнее, ближе к обычным людям".
Как представляется, разумным было бы комбинированное решение: вернуться в Чхонвадэ в краткосрочной перспективе и начать системную подготовку к переезду в Сечжон в долгосрочной. Это позволит обеспечить новый старт администрации после кризиса, сохранив уважение к традициям, и в то же время дать стране стратегическую цель. Важно лишь, чтобы это решение не утонуло в политических баталиях и не стало очередной разменной монетой на выборах.
Корее пора двигаться вперед - не только территориально, но и институционально. Новому президенту предстоит решить, станет ли он символом перемен или продолжением архитектурного хаоса.