Выживи за всех нас

Сегодня фильмом "В списках не значился" открывается Московский Международный кинофестиваль
Главный и самый масштабный киносмотр нашей страны - 47-й уже Московский международный кинофестиваль - открывается сегодня, в четверг. За неделю нам покажут более 200 кинокартин из 50 стран мира. Но особое внимание, как всегда, приковано к фильму открытия. Это мировая премьера новой экранизации повести Бориса Васильева "В списках не значился".
19-летний Николай Плужников (в его роли Владислав Миллер) прибывает в Брест 22 июня 1941-го.
19-летний Николай Плужников (в его роли Владислав Миллер) прибывает в Брест 22 июня 1941-го. / Централ Партнершип

Накануне открытия ММКФ ленту режиссера Сергея Коротаева, дебютанта в большом кино, показали журналистам. В полуторатысячном зале "Октября" даже на пресс-показе почти не осталось свободных мест.

Год назад генпродюсер картины Владимир Машков рассказал, что команда Театра Олега Табакова, заручившись поддержкой генпродюсера телеканала НТВ Тимура Вайнштейна, лично знавшего писателя и фронтовика Бориса Васильева, начинает съемки фильма к 80-летию Победы. Пообещал, что постараются ничего в сюжете и в смыслах Васильева не менять. Сценарий написал завлит театра Олег Антонов, известный как сценарист "Сироты казанской" и "Черного солнца".

Любопытство всех, кто ждал этой картины, подогрела и возведенная в кинопарке "Москино" впечатляющая копия Брестской крепости - той, в которую главный герой фильма девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников (Владислав Миллер) прибывает в ночь на 22 июня 1941 года, и откуда ему предстоит шагнуть в вечность.

Борис Васильев рассказывал, что во время работы над повестью он собственноручно замерял в крепости все расстояния, проверял, за сколько секунд-минут можно было добраться от одного пункта обороны к другому - бегом, шагом, ползком. Так дотошно, сохраняя точность почти документальную, работали многие советские писатели. С ювелирной строгостью к событиям в картине подошли и создатели "В списках не значился".

Среди декораций выросла и двадцатиметровая колокольня, фасад костела Святого Каземира и те самые Тереспольские ворота, с которых еще один герой, старшина Степан Матвеевич (Владимир Машков), бросается на немцев со связкой гарант. А перед этим, еще в подвалах крепости, он успел отдать лейтенанту приказ: "Выживи за всех нас".

Очень важно, чтобы после такой картины каждый человек подумал: а я смогу так? Я - выдержал бы?

Две невероятно мощные по своему накалу сцены, в одной дух захватывает от спецэффектов, в другой - от актерской силы и правды.

Машков и Миллер - дуэт, который родился не на съемках фильма. В Театре Табакова они играют отца и сына в знаменитой "Матросской тишине" Александра Галича, и их "сработанность", практически родство, дает фильму свою по-человечески понятную эмоцию.

Старшина - образ сложный, он после начала бомбежки, вместе с небольшой группой мужчин и женщин отсиживается в подвалах крепости, а прямо перед их носом лежит оружие и взрывчатка, без которой там наверху гибнут их же товарищи. Плужников же - поначалу наивный паренек, отмахивавшийся от навязчивых слухов о скорой войне - превращается в сурового командира: "А приказа бежать мне никто не давал". Из бойца, который бежал от врага в первом серьезном бою, - в несгибаемого и твердо знающего свое дело защитника цитадели.

Еще один яркий образ в фильме - калека еврейка Мирра, которая беременеет от Плужникова. Она погибнет, попытавшись спасти. Роль эту исполняет Алена Морилова - все из той же "Матросской тишины". Как же она убедительна в своем диалоге с Плужкниковым, которого пытается отговорить от самоубийства: "Ты - моя Красная Армия". Давно ли в нашем кино говорили о наших солдатах с такой вот любовью - без фальши?!

Что еще замечаешь сразу - у каждого из актеров есть то, что было и у писателя Васильева, и у его героев, - офицерская выправка. Стать. То, на чем в конечном счете обломали зубы педантичные воины вермахта. То, чему в финале картины им придется отдать честь. Вопрос: откуда этот стержень у актеров, многим из которых нет и тридцати?

Перед съемками вся съемочная группа десять дней прожила в палаточном лагере в лесу, актеры учились военным премудростям по уставу 1938 года, топили буржуйку по ночам, выходили часовыми и по два часа стояли в карауле, стреляли из всех видов оружия времен Великой Отечественной, питались чаем и сухарями. А во время съемок в настоящих подвалах Брестской крепости, исполнители главных ролей наматывали километры по казематам с факелами в руках, покрываясь потом и копотью: "Чтобы развить эмоциональную память и хотя бы на один процент приблизиться к тому, что испытывали наши деды и прадеды".

Чего, мне кажется, создателям картины не хватило - чуткости к зрителям. Ну не показывали никогда режиссеры, прошедшие ту войну, эффектно отлетающих голов и живописно окровавленных тел - это уже в наши времена стало штампом. Местами батальные сцены привычно напомнили кадры компьютерных игр. С другой стороны, может быть, правы те, кто объясняет: как еще сегодня привлечь молодых зрителей в кинотеатры? А именно для них снималась экранизация…

Владимир Машков после показа на полях ММКФ сказал: "Очень важно, чтобы после такой картины каждый человек подумал: а я смогу так? Я - выдержал бы? Я - наследник этих великих людей?". А Миллер объяснил, что он пытался сыграть обобщенный образ неизвестного героя. Неизвестного - но не забытого. Не так уж много времени прошло - тем более, что времена все время возвращаются.

По сути, новая экранизация повести Васильева - это рассказанная современным языком притча о силе русского духа, кинопамятник тем, кто в списках не значился, но победил. Предположу даже: авторы создавали житие русского солдата. Каждая поворот сюжета фильма - как новый шаг к Голгофе. В этом смысле фильм может отсылать зрителей к "Восхождению" Ларисы Шепитько, снятому по повести "Сотников" другого писателя-фронтовика Василя Быкова.

Отсюда и финал - житийный, побеждающий смерть. Именно этот взгляд отличает новую экранизацию повести от предыдущих. Добавлю от себя: сегодня этот взгляд для меня - самый честный.

В широкий прокат фильм "В списках не значился" выходит 1 мая.

Дословно

Владимир Машков, продюсер и исполнитель роли старшины Степана Матвеевича:

- Это непростая история, как для создателей, так и для будущих зрителей. Но уверен, такое произведение на большом экране необходимо, чтобы мы знали, откуда мы. Особенно это необходимо для молодого поколения.

У нас были эмоционально тяжелые съемки в Бресте, мы понимали, что находимся непосредственно на месте тех страшных событий. Затем мы работали на территории кинопарка "Москино", где в максимально сжатые сроки возвели огромные декорации, воссоздающие Брестскую крепость. Надеюсь, что в будущем декорации еще послужат кинематографистам и тем, кто будет приезжать в кинопарк - посмотреть, как выглядел этот кусочек Бреста, который враг столь безжалостно пытался стереть с лица земли.