Эксперты признали, что электросамокатам в России не хватает регулирования

Электросамокатам и прочим средствам индивидуальной мобильности не хватает регулирования. К такому выводу пришли участники международной отраслевой конференции микромобильности "Съезд на СИМ".
Олеся Курпяева/ РГ

Кикшеринг достиг в прошлом году больших результатов. Количество самокатов выросло на 20,6% и составило 401 тысячу. Сервисами аренды этой техники в России в прошлом году воспользовалось порядка 25,3 миллиона человек, количество уникальных пользователей увеличилось на 20,6%. Такие данные привел издатель "Трушеринга" Юрий Николаев.

Директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман сообщила, что с начала сезона по России зарегистрировано около миллиона поездок в сутки. Но сезон только начался, и к пику ожидается до 2 миллионов поездок на таком транспорте. Радоваться от этого пешеходам или плакать, еще посмотрим.

По ее словам, аварий именно с транспортом кикшеринговых компаний менее 0,1%. А количество нарушителей среди их пользователей - не более 1%. Так что все указывает на то, что взаимоотношения между пешеходами автомобилистами и пользователями СИМ налаживаются.

Но это не совсем так. Дело в том, что у нас пользуются таким электротранспортом не только те, кто берет их в аренду, но и те, кто СИМ имеет в личном пользовании. А это серая зона.

Кикшеринговые компании установили знаки на этих транспортных средствах. Причем в прошлом году увеличили их размеры, чтобы они легче считывались камерами. А соответственно, штрафы получали бы те, кто нарушил правила. Ведь известны все данные того, кто пользовался прокатным электросамокатом в то или иное время. Более того, в Москве в качестве эксперимента были установлены камеры, которые следят за передвижением и этого транспорта. Но вот беда, в Кодексе административных правонарушений наказание за нарушение правил установлено в размере от 800 до 1,5 тысячи рублей. Поправки в КоАП давно предложены, но даже не дошли до первого чтения в Госдуме. Кроме того, Минтрансом предложены были изменения Правил дорожного движения, которые расширяли требования к их соблюдению со стороны пользователей СИМ. Но проект, в связи с огромным количеством возражений, был отложен и пока находится в доработке в министерстве.

Кикшеринговые компании начали сами регулировать эту правовую область. В частности, ввели высокие штрафы за нарушение договоров пользования. И, главное, активно выявляют такие нарушения. Наказания за них выросли, в зависимости от их вида, с 5 тысяч до 100 тысяч рублей. А за поездки вдвоем на одном самокате или за то, что на этом транспорте передвигался подросток - до 150 тысяч рублей. Эффективная мера. Но она не свойственна для компаний, которые предоставляют услуги аренды. Это нонсенс.

Как сообщил глава Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ Дмитрий Митрошин, количество аварий с этим транспортом выросло. По цифрам оно, конечно, сильно отстает от автомобильных, но беспокоит именно рост. В 2024 году зафиксировано 4 426 (+42,8%) ДТП с участием СИМ, в результате которых погибли 54 (+25,6%) человека, в том числе 6 детей. Ранения получили 4 591 (+44,5%) человек, в числе которых 1 165 детей.

Да, это напрямую связанно с увеличением количества таких средств передвижения и их пользователей. Но надо как-то менять ситуацию.

По мнению экспертов, надо начать регулировать отрасль. Поправки в правила, которые предложил Минтранс и которые прописывали дополнительные требования для СИМ, до сих пор не приняты. Поправки в КоАП, которые увеличивают для них штрафы, уже больше года обсуждаются. Но проблема гораздо глубже. Как квалифицировать эти транспортные средства? Два колеса и руль - значит СИМ? Нет, там есть двигатель. Обычно его маркируют максимальной возможной мощностью в пиковом моменте. И по таким характеристикам его можно отнести к мопедам, а то и мотоциклам. Но в правилах говорится о мощности в режиме длительной нагрузки. А ее производитель обычно не указывает. И ее нужно замерять экспертам.

Дмитрий Митрошин упомянул, что для нормального регулирования и контроля за передвижениями такой техники требуется ее классификация. Но ее до сих пор нет. И понять, что считать СИМ, а что мотоциклом - невозможно.

Идея каршеринговых компаний о размещении знаков на электросамокатах - хороша. Но эти знаки не имеют ГОСТа, не прописаны в Правилах дорожного движения. А потому относятся только к кикшеринговым компаниям. Сбивает электросамокатчик женщину на улице. Если есть камеры свидетели и он ехал на прокатном транспорте, его найти можно. А если это был его личный самокат? Он уехал, и свищи его?

По данным ГИБДД, половина погибших в прошлом году в ДТП с электросамокатами на совести тех, кто пользовался арендованными устройствами. Вторая половина - на совести водителей личного двухколесного транспорта.

Также Митрошин напомнил, что регистрацию этих транспортных средств можно будет запустить только после того, как их начнут сертифицировать. Контроль за ними должен быть установлен как с момента производства, так и с момента ввоза на наш рынок. Но когда все это можно будет реализовать - пока никому не ясно.