Как утверждает детский омбудсмен Подмосковья Ксения Мишонова, за последние пять лет количество происшествий с детьми на железной дороге выросло на 56%. Этому есть объяснение: в Московском регионе самая развитая сеть железнодорожных путей в стране, соответственно, и несчастных случаев больше, чем в других регионах. Причин у них по большому счету всего четыре: перебегал дорогу в неположенном месте, не услышал предупреждающих гудков поезда, так как был в наушниках, забирался на платформу, минуя турникеты, и занимался зацепингом. Причем 60% всех пострадавших детей именно зацеперы. "Уже в этом году на железнодорожных путях у нас пострадали 14 подростков", - сетует Мишонова. И это еще не лето, когда экстремалы выходят за острыми ощущениями массово.
Всех несовершеннолетних, снятых с крыш поездов живыми, транспортная полиция берет на карандаш. Поэтому имеется даже что-то вроде статистики: число зацеперов в столичном регионе превышает 20 тысяч человек. Почему "что-то вроде"? Просто некоторым адреналина от одной поездки на крыше электрички хватает на всю оставшуюся жизнь и больше баловаться на железную дорогу они не выходят. Что, впрочем, не мешает им подначивать и брать на слабо друзей и одноклассников, тем самым завлекая в зацепинг новых адептов.
Борются с этим движением по-разному. "Каждому подростку, замеченному в зацепинге, мы предлагаем бесплатные занятия спортом", - говорит Ксения Мишонова. А, например, в Одинцове, где в прошлом году погибли четыре зацепера, сейчас договариваются с одной из частей ВДВ о том, чтобы организовать для каждого несовершеннолетнего любителя адреналина хотя бы разовую возможность прыгнуть с парашютом. По мнению местных чиновников, это может помочь переключить интересы ребят.
Пытаются бороться с зацепингом и сами подростки. Вот что, например, рассказывает в соцсетях жительница Реутова Наталья Борисенок: "Стою на платформе, жду электричку на Москву. Вижу, как из последнего вагона подъехавшего состава выбегают подростки и с криками прыгают на рельсы. Испугалась, побежала за ними. Пока добежала до края платформы, они уже лезут обратно и тащат с собой мальчишку, которому, как оказалось, всего 11 лет. Его сняли при попытке забраться на крышу. Ребятам, которые это сделали, от 14 до 17 лет. Сказали, что они из движения "Антизацеперы", ездят в последних вагонах, ловят экстремалов и передают их в отделы полиции. Пошла с ними проверить - действительно, передали ревущего пацаненка полицейским". Этот пост, кстати, набрал больше 100 комментариев - и не все в пользу "Антизацеперов". Все-таки скакать по путям, пусть и с благой целью, - занятие тоже опасное. "Но если бы это движение взяли под контроль взрослые - с обязательным изучением техники безопасности, правилами поведения и т.д., могло бы получиться что-то путное", - пишет пользователь под ником Иван Не Дурак.
Главный врач Московской областной детской клинической травматолого-ортопедической больницы Александр Григорьев утверждает, что травмы, полученные на железной дороге, составляют не самый большой процент от общего количества ежедневных травм подростков. "Но именно железнодорожные раны чаще всего заканчиваются инвалидностью или летальным исходом", - подчеркивает Григорьев. По его мнению, не заметить, что ребенок увлекся зацепингом, невозможно, и если в семье нормальные отношения, первыми должны забить тревогу именно родители. "Не оставляйте без внимания ситуации, когда ваши дети подвергают свою жизнь опасности!" - призывает специалист.
1. Запах железной дороги от одежды. Его ни с чем не спутаешь - дух деревянных шпал, пропитанных креозотом, с нотками солярки и мазута, знаком всем, кто хотя бы раз переходил железную дорогу по наземному переходу. Но чтобы этот запах остался на одежде, нужно иметь с элементами железной дороги очень близкий контакт.
2. Неотстирывающиеся пятна на одежде. В основном на передней и боковых частях курток и брюк. Как охарактеризовала одна из родительниц: как будто с мусорным баком обнимался. Все так, только вместо бака был поезд.
3. Карабины, веревки, плотные перчатки в личных вещах. Ребенок может сказать, что увлекся скалолазанием. Но этот вид спорта подразумевает обязательную защиту для локтей и коленей, которая не только сбережет руки-ноги от переломов во время падения, но и является дополнительной сцепкой с вертикальной поверхностью. Зацеперы же считают, что защита - для слабаков.