Эксперты назвали основные меры поддержки автомобильных перевозчиков грузов

Себестоимость автомобильных грузоперевозок в России возросла на 12%
Минтранс подготовил предложения о дополнительных мерах поддержки автомобильных перевозчиков грузов на фоне роста расходов, связанных с последствиями повышения ключевой ставки, увеличением конкуренции на фоне переориентации логистики с европейского направления из-за санкций, повышения лизинговых платежей.
Евгений Епанчинцев/РИА Новости

По итогам первого квартала 2025 года, как отмечают в Ассоциации "АвтоГрузЭкс", себестоимость грузоперевозок выросла на 12%. Основные причины: повышение за год ставок по лизинговым платежам почти на две трети (до 27-28%), утильсбора - на 75-80%, ремонтных затрат - на 20%, медианного уровня зарплат - на 49% .

"Также в первом квартале этого года на рынке было зафиксировано историческое значение дисбаланса грузов и доступных транспортных средств. Индикатор аналитиков ATrucks, отражающий баланс между предложением и свободным транспортом, к 3 февраля опустился до отметки минус 77, даже ниже пандемийного уровня весны 2020 года, что означает существенный дефицит грузов. На данный момент ситуация восстанавливается: показатель вырос на 69 п.п., до минус 23 к 7 апреля (небольшая нехватка отправлений)", - поясняет глава Ассоциации "АвтоГрузЭкс" Вадим Филатов.

Чтобы избежать простоев транспортных средств в условиях конкуренции за грузы, с начала года перевозчики массово занижают стоимость услуг, отмечает он. Сильнее всего демпингуют недобросовестные компании, доля которых на рынке составляет более 60%. По данным "АвтоГрузЭкс", таким игрокам удается сократить вплоть до 20% затрат за счет оптимизации налогов и сборов. "Это одна из причин, по которой мы не наблюдаем восстановления тарифов на грузоперевозки. Индекс аналитиков ATI.su, отражающий динамику ставок на рынке, зафиксировался на уровне середины 2023 года - 1499 по состоянию на 16 апреля", - добавляет Филатов.

Основная мера поддержки для транспортных компаний в условиях развития недобросовестной конкуренции - повышение прозрачности отрасли, считает он. В этом поможет создание единого реестра перевозчиков, законопроект о порядке их допуска на рынок уже принят Госдумой РФ в первом чтении.

"В диалоге с Минтрансом РФ мы активно обсуждаем необходимые доработки перед вторым чтением. Кроме того, в феврале мы уже обратились к премьер-министру России Михаилу Мишустину с просьбой рассмотреть комплексные меры поддержки для транспортных компаний, включая системообразующие предприятия. В своем обращении мы предлагаем отсрочку платежей по взносам во внебюджетные фонды, субсидии на сохранение занятости и оплаты труда, которые важно ввести в ближайшее время. Кроме того, формулируем меры по повышению инвестиционной привлекательности отрасли, а именно: льготные кредиты, гранты на разработку и внедрение программного обеспечения в логистике, которые помогут оздоровить экономику логистического сектора в долгосрочной перспективе. Документ рассматривается профильными государственными органами, которые вовлечены в проблемы отрасли и выражают свою готовность помочь", - пояснил Филатов.

Член Московского регионального отделения "Деловой России", глава ГК "ГЛТ" Павел Горбунов добавляет, что в рамках противодействия недобросовестной конкуренции ключевым инструментом поддержки транспортных компаний является повышение уровня прозрачности в отрасли. Создание единого реестра перевозчиков представляет собой эффективный механизм достижения данной цели.

"Комитет по транспортной логистике "Деловая Россия" активно разрабатывает предложения, направленные на улучшение условий функционирования отрасли. В процессе работы над этими предложениями учитываются экспертные мнения членов комитета и других представителей бизнес-сообщества", - отмечает он.

Со своей стороны, кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Александр Арский поясняет, что, пользуясь мораторием на плановые проверки малого бизнеса, недобросовестные игроки нередко используют "серые" схемы", до определенного периода оставаясь безнаказанными. Например, скрывают реальный объем заработанных средств или используют не по назначению упрощенные системы налогообложения, нередко превышая предельный лимит дохода. Избегают официального трудоустройства водителей, что позволяет экономить на уплате социальных взносов и налогов. Или вообще используют труд неквалифицированных нелегалов, рискуя здоровьем других участников дорожного движения и потерей груза.

В результате добросовестные участники рынка, которые платят налоги в полном объеме, соблюдают трудовое законодательство и обеспечивают безопасность перевозок, оказываются в неравных условиях. Они вынуждены либо снижать цены в ущерб рентабельности и качеству услуг, либо терять клиентов, уступая недобросовестным конкурентам. "Необходимо повысить качество контроля за работой отрасли, выявлять и пресекать применение любых "серых" схем. Не исключаю, что власти снова вернут практику регулярных проверок МСП и отменят действие соответствующего моратория. Сфера грузоперевозок имеет стратегическое значение для страны, способствует развитию экономики и повышению качества жизни людей. А сегодня каждое десятое транспортное средство имеет нарушения регламентов перевозок, включая весовой перегруз или превышение норм вредных выбросов. И как правило, эти нарушения совершаются недобросовестными транспортными компаниями", - уверен он.

Необходимо акцентировать меры поддержки на тех, кто демонстрирует системную прозрачность и соблюдение трудовых, налоговых и отраслевых стандартов, добавляет заместитель генерального директора по развитию и корпоративным вопросам, компания NATCAR Мария Степанова.

В первую очередь это может быть:

  • приоритет в доступе к госзаказу и субсидиям;
  • снижение налоговой нагрузки при цифровой прозрачности;
  • упрощение отчетности при подключении к государственным ИТ-системам;
  • ускоренное прохождение проверок и инспекций для компаний с положительной репутацией.

Такие меры, по ее мнению, приведут к формированию здоровой конкуренции и повышению доверия к бизнесу как со стороны государства, так и со стороны клиентов. Ответственные компании смогут активнее инвестировать в развитие, технологизацию и повышение качества услуг.

В долгосрочной перспективе это рост налоговых поступлений, повышение прозрачности отрасли и, главное, развитие деловой культуры, где честная работа становится не исключением, а нормой.