В прокат выходит фильм "Кракен" - российский ответ "Аватару" и "Пиратам Карибского моря"

В прокат выходит фильм "Кракен" Николая Лебедева
Фильм "Кракен" Николая Лебедева при просмотре словно вкладывает в голову кинокритика один заголовок за другим. И все они были похожи на слоганы.
kinorium.com

"Дно поднимается!".

"Приготовиться к удару!"

"Экипаж - жив!"

"Михалков взял Оскара" (среди генеральных продюсеров - Никита Михалков, Оскар - Антон Риваль играет в фильме норвежского ученого, в прошлом - подводника, по имени Оскар).

И другие.

Но все-таки самый главный заголовок, как и осознание фильма, пришли уже на финальных титрах. Постараемся объяснить почему.

Итак, практически с самого начала картины (отбросим саспенс, который возникает уже на вступительных титрах, длится весь фильм и усиливается очень неплохой музыкой, недостаток которой один - мелодия вряд ли запомнится, как та, что была в "Пиратах Карибского моря") возникает ощущение, что находишься на Военно-морском Параде в честь Дня ВМФ, причем том, который транслирует Первый канал. Зрелище каждый раз по ТВ грандиозное. И порт в Мурманске в фильме, и то, как устроена подлодка внутри, и форма моряков и высших чинов...И Сергей Гармаш в роли командующего. А особенно спуск подлодки на воду - все снято "парадным" образом.

При том, что настоящий парад в "Кракене" - это парад новых технологий. И уже первая сцена заставила меня вспомнить, как в фильме "Притяжение" режиссер Федор Бондарчук "разрушал" Чертаново и сравнить - насколько продвинулся вперед мир компьютеров и спецэффектов. Сейчас в стране время, когда сама реальность велит кинематографистам снимать сказки, в том числе, и виртуальная. Но с другими можно особо и не торопиться. Главная сказка уже снята! Сказка большого государственного размаха и называется она "Кракен", и служит ответом "Титанику", "Аватару" и "Пиратам Карибского моря" одновременно. Впрочем, сказки всякие важны, сказки всякие нужны, как писал поэт Сергей Михалков в стихотворении, но про мам.

По сюжету в "Кракене" пропадает одна подводная лодка ("Российский ракетный подводный крейсер специального назначения") и другая отправляется ее искать. Командиры каждой из лодок - братья Воронины - Санек и Витек - так их звали в детстве. Нет, Александр - не Петров. Петров играет Виктора Воронина. Александра - Виктор Добронравов. Петров - младший брат, он же отправлен спасать старшего, его субмарину и экипаж.

Что порадовало в фильме "Кракен" - тема конфликта поколений, которую очень точно воплотили. В частности, капитан Виктор Воронин (Александр Петров) и контрадмирал по кличке Волкодав (тут возникает ассоциация с фильмом "Волкодав из рода Серых Псов" Николая Лебедева), которого сыграл Алексей Гуськов. Гуськов в этом фильме переиграл всех. На его персонажа - представителя старой гвардии, еще советской закалки, которая уверена, что все должно быть только так, как мыслят они, "покушались" многие творцы. Разные актеры - российские и зарубежные подступались к подобной роли. Но Гуськов сыграл точно до миллиметра. И моменты, когда он с блеском догадки в глазах говорит про существование противника (а о том, что такой есть, его учили с детства), принимает "огненное" решение и довольно машет рукой "Вот так!", дарят радость узнавания такого типажа и вызывают желание захлопать. Даже засмеяться, что вряд ли было предусмотрено авторами в статусном фильме-катастрофе.

Петров и большая часть экипажа - "отвечают" за молодое, новое поколение, которое не знает страха наказания, не пасует перед заявлениями, типа "нас встретит прокуратура, а не поднос с жаренным поросенком", а просто делает то, что умеет, принимая все риски и ответственность на себя. Это актеры Олег Гаас, Сергей Кемпо, Антон Богданов, Филипп Ершов и другие. Отборная "ядреная" команда. У них нет особо времени даже реагировать на то, что делают и советуют старшие - они просто идут своей дорогой. В данном случае - плывут.

В фильме "Кракен" сюжетообразующей является и братская тема. Можно вспомнить о фильме "Т-34", где также " в связке" играют Петров и Добронравов, из-за чего "Кракен" иногда кажется продолжением некоей франшизы. А как же иначе, ведь автор идеи "Кракена" и один из авторов сценария Алексей Сидоров - режиссер и автор сценария фильма "Т-34", удивившего и российский кинематограф, и мир в далеком 2018 году. Два брата не находят общего языка. "Сашка меня всю жизнь плющил", - говорит Виктор Воронин. И уже эта линия выходит за пределы отношений просто двух родственников. Есть мысленный отсыл к Никите Михалкову (один из продюсеров Кракена) и Андрею Кончаловскому, которые не раз рассказывали о своих братских взаимоотношениях. Присутствует аналогия с братскими народами, которые перед лицом настоящей опасности все же объединятся и помогут друг другу. В конце-концов, авторы явно думали и о библейской составляющей. И вот эта братская концепция сценария помогает им усилить основную концепцию фильма в целом.

Режиссер Николай Лебедев умеет генерировать в фильмах волны волнения и напряжения. Ему подвластно даже такое явление как создание мурашек, которые идут по коже. И слова "Экипаж" - жив!", когда рассказываешь о "Кракене" должны быть именно в таком написании. Потому что Лебедев использует и в этом фильме те же ходы, что уже были в снятом им ремейке фильма "Экипаж", который вышел в 2016 году.

Там, где у режиссера Александра Митты снявшего первый "Экипаж" (вышел в 1979 году), было одно-два события катастрофического плана - у Лебедева их "чертова дюжина". Причем три-четыре из серии "этого не может быть, потому что не может быть никогда". Достаточно вспомнить, как во втором "Экипаже" люди (в том числе и гражданские!) перебирались по тросу из одного летящего самолета в другой. Но зал им при этом сопереживал!

В "Кракене" такого же немало. Но тут изначально простор фантазии диктует жанр фэнтези и сказки. Сгущение событий происходит со счетом на секунды. ...Вот уже и так все тяжело, и герои произносят фразы типа "Это цугцванг - куда не глянь только хуже" и "Отец говорил: "Из всех вариантов рассматривай наихудший"... И пожар, и потоп, и раненные, и взаимоотношения людские тяжелые, и рыбки на кухне в опасности, и "Кракен" уже проснулся... А тут еще в последний момент: "Зацепы заклинило"!

И вот эти "Зацепы" клинит и клинит, и зритель не в состоянии включить здравый смысл и уже окончательно верит в сказку, и не может оторваться от происходящего, затягивающего его в подводные океанические глубины...

… Конечно, такой фильм, как "Кракен", очень страшно смотреть в стране затонувшего "Курска". В каком-то плане он разработан и снят как некое закрытие гештальта. Катастрофы, что произошла в реальности. Можно было даже всерьез ждать, что в финальных титрах появится посвящение. Но "Кракен" задуман куда шире и больше, чем разговор только про "Курск". На пропавшей подлодке по сюжету было специальное оружие. И это - то самое "чеховское ружье", которое должно выстрелить в последнем действии, потому что Кракен - это не просто морское чудовище, как бы хорошо технологично оно не было показано - это нечто большее. Это - тьма в действии. И монстр так и создан в кино - мы не видим его четко и конкретно - лишь фрагменты чего-то гигантского, окутанного клубами слизи и дыма. И умный глаз, свидетельствующий о том, что это существо обладает высоким интеллектом. Да, Кракен по замыслу авторов - это и есть Противник. И он главный Враг государства, которое должно его поразить всей своей военной мощью. И для этого и есть оружие невиданной силы.

В таком фильме обязательно должны быть и красная кнопка, и сгенерированные нейросетями взрывы - так, что не отличишь от настоящих, и именно они самым страшным образом воздействуют на зрителя, который при этом знает, что в картинах именно этих авторов все закончится хорошо. Всегда предусмотрен победный финал. И обязательно в них найдется место подвигу. А потом и будет военный парад, о котором шла речь в начале рецензии. И слезы в глазах матери (играет Анна Каменкова - напомню, что вскоре зрители ее увидят в главной роли в сериале "Солдатская мать"). И отеческая похвала командующего (Сергей Гармаш), который приедет встречать лично... И благодарность родных...

Но режиссер Николай Лебедев не был бы самим собой, если бы не показал, что Кракен еще в определенном смысле - так можно считать - и тот монстр, который сидит в каждом из нас. Он считывает сигналы и разрушает все, что может разрушить. На фоне мира, обуреваемого войнами в разных местах Кракен - символ черноты души тех людей, которые убивают других. Конечно символ такой, каким его придумали, и это видение также многое объясняет. Рискнем предположить, что свой миллиард (а возможно и не один) картина в прокате соберет.