Алексей Истратов: Любой композитор хочет, чтобы его музыка звучала

Композитор и пианист Алексей Истратов в интервью "РГ" рассказал о важности поддержки современной академической музыки и любимых рок-исполнителях.
Из личного архива Алексея Истратова

Алексей, поздравляю вас с призовыми местами на Международном музыкальном конкурсе, посвященном Шостаковичу. Могли бы поподробнее рассказать о сочинениях "Ноябрьский вальс" и "Янтарный берег", которые отметили члены жюри?

Алексей Истратов: Спасибо! Я очень рад, что моя музыка получила признание профессионалов международного уровня. Конечно, у меня есть круг любителей моего творчества, своя аудитория, но столь высокая оценка таких артистов - это совсем другое. Я знаю, что не каждый композитор любит участвовать в конкурсах, но я всегда с удовольствием подаю заявки, готовлюсь к турам, меня сам факт конкурса очень вдохновляет и мотивирует.

Оба сочинения написаны для рояля. Пьеса "Ноябрьский вальс" - это воспоминание детства, о тех местах, в которых я вырос. Я посвятил сочинение памяти моей матери, которая, к сожалению, не дожила до того момента, когда я стал композитором. "Янтарный берег" тоже носит мемориальный характер, он посвящен памяти бас-гитариста, композитора и аранжировщика Игоря Илюшина, моего коллеги по мюзиклу "Метро", который жил в курортном городе Зеленоградске, на берегу Балтийского моря. В этом произведении можно услышать аллюзии на шум моря, на плеск волн, и в целом, на морскую стихию. Но для меня эти картины символизируют также течение человеческой жизни - от ее начала до исхода.

Вы сотрудничаете с издательством современной академической музыки "Шостаковичи и Стравинские". Насколько для вас важно, чтобы ваши сочинения были зафиксированы, записаны, опубликованы?

Алексей Истратов: Любой композитор хочет, чтобы его музыка звучала, и я не исключение. Я очень благодарен лейблу "Шостаковичи и Стравинские" за то, что они популяризируют современную академическую музыку. Благодаря их деятельности слушатели перестают воспринимать ее как нечто скучное и непонятное, у них ломаются определенные стереотипы и шаблоны. Радует, что на лейбле издают музыку композиторов самых разных поколений, и слушательская аудитория издаваемой музыки постоянно растет.

В вашей биографии можно прочитать любопытный факт о том, что вы участвовали в культовом мюзикле "Метро", который у нас был популярен в начале "нулевых".

Алексей Истратов: Да, я там играл в рок-ансамбле. Попал в группу сразу после окончания Московской консерватории и был несказанно рад, поскольку был поклонником этого мюзикла. Мы исполняли композиции Януша Стоклосы. Эта музыка представляла собой эклектичную смесь из рока, джаза, репа, регги, классического мюзикла в духе Эндрю Ллойд Уэббера. Исполнять необходимо было точно, без импровизаций, композитор очень строго следил за каждой нотой.

Судя по тому, что у вас есть альбом "Piano Rock", вы поклонник этого направления.

Алексей Истратов: Да, безусловно! С подросткового возраста я увлекался и до сих пор увлекаюсь рок-музыкой. Для меня кумирами были Элтон Джон и Билли Джоэл: я копировал на слух музыкальные обороты их песен, буквально впитывал эстетику их музыки. Позже начал выступать на рок-фестивалях - играл там свою музыку. Что касается альбома, то он вышел очень личным - в него вошли композиции, созданные с 2019 по 2024 год.