Этой весной на Гоголевском бульваре столицы Российский фонд культуры и Российское военно-историческое общество открывали выставку военного плаката "Уроки истории", где карикатуры Ефимова смотрелись весьма злободневно.
Виктор Александрович, давайте сразу начнем говорить о тех работах, которые, увы, не устарели. Правда, что соавтором карикатуры "Эйзенхауэр "обороняется", о притязаниях американцев на Арктику, был Иосиф Сталин?
Виктор Фрадкин: Дело было так. Борису Ефимову позвонили из ЦК и сказали, что он должен прийти на Старую площадь на какую-то лекцию по западноевропейской литературе. Лекция была не очень интересной, дед даже хотел уйти в перерыве, но тут его под руки схватили два человека в кителях и потащили куда-то. Привели в комнату, где его уже ждал товарищ Жданов, правая рука Сталина. Он сказал, что Иосиф Виссарионович просит сделать карикатуру на американского президента Дуайта Эйзенхауэра и американские войска, которые полезли в Арктику. Бить надо было смехом, потому что это - проявление агрессии.
Дед вернулся домой, нарисовал вооруженного до зубов президента США. Рядом изобразил каких-то эскимосов. Добавил белого медведя, моржа и пингвина. Только собрался пообедать, как раздался телефонный звонок. "Сейчас с вами будет говорить товарищ Сталин", - сообщили ему. Дед тут же встал. Затем услышал знакомый голос, который подробно описал, что должно быть на рисунке. Дед не стал говорить, что карикатура уже готова. "Через три часа приедет курьер", - завершил разговор Иосиф Виссарионович.
На следующий день Бориса Ефимова вызвали в ЦК. Никаких замечаний к рисунку не было. Некоторые, правда, говорили, что у американского президента слишком акцентирован зад. Сталин внес коррективы только в текст. Когда рисунок был напечатан, стали писать, что в Арктике пингвины не водятся. Вопросы прекратились, когда выяснилось, что карикатуру одобрил сам Сталин.
А самого Сталина Борис Ефимович сколько раз рисовал? И какова была реакция вождя?
Виктор Фрадкин: Иосифа Сталина он рисовал дважды. Один раз это был мрачный Сталин в больших грубых сапогах. Рисунок хотели разместить в "Правде". Тогда ответственным секретарем газеты была сестра Ленина Мария Ульянова. Она сказала, что это надо показывать. Рисунок отправили в Кремль. Оттуда пришел ответ: "Не печатать!".
На выставке "Уроки истории" - карикатуры, написанные в соавторстве художника с Сергеем Михалковым. Когда началась их дружба?
Виктор Фрадкин: Еще до войны. Они много сотрудничали. Михалков писал стихи как к отдельным дедушкиным произведениям, так и для "Агитплаката", главным редактором которого был дед. Они издали два альбомчика со стихами Михалкова и рисунками Ефимова и другого талантливого художника Марка Абрамова.
На фронт Борис Ефимович первый раз отправился в январе 1942-го года. Поехали вчетвером: дед, Константин Симонов, его жена Валентина Серова и главный редактор газеты "Красноармейская звезда" Давид Ортенберг. Два дня провели под Москвой. Был на Кавказе. Потом в 1944-м работал под Варшавой. Но как офицер в боях не участвовал. У него свое оружие - перо.
И этим пером он бил врага нещадно, чего стоят только его карикатуры на Гитлера. Интересно, фюрер их видел?
Виктор Фрадкин: Видел. Еще до войны в Германии была издана книга с советскими, английскими и американскими карикатурами на Гитлера. Будущий канцлер допустил это, так как считал, что они популяризируют его. Но доподлинно известно, когда немцы приближались к Москве, уже был составлен список для гестапо - всех найти и повесить. В нем значились диктор Левитан, Кукрыниксы и дед. Рисунки были острыми. Дед говорит, что самое важное - это военные карикатуры, потому что они работают на страну.
А после войны дед по заданию газеты "Известия" делал зарисовки на Нюрнбергском процессе. Рассказывал, что в какой-то момент решил подойти поближе к скамье подсудимых и рассмотреть Геринга. Тот увидел, что на него кто-то смотрит и отвернулся. Рядом стоял американский солдат в каске и с дубинкой. Бум! Герингу дубинкой по голове. Тот сразу и повернулся.
Пишут, что Борис Ефимович делал зарисовки Гитлера с натуры. При каких обстоятельствах это случилось?
Виктор Фрадкин: В 1933 году. Он был в Париже и возвращался в СССР через Германию. Дед рассказывал, что он шел по улице, где располагался президентский дворец. А Гитлер, чья партия только что выиграла на выборах, выходил оттуда. Эсэсовцы сразу выстроились в две шеренги. Гитлер был мрачным. Зыркнул исподлобья на деда и пошел дальше.
Когда Борис Ефимов начал рисовать?
Виктор Фрадкин: В пять лет. Сначала это были детские рисунки. Любил рисовать рыцарей. А первую карикатуру создал в 17 лет в 1917 году. Карикатура на председателя Государственной Думы Михаила Родзянко. Шарж был опубликован в очень известном тогда журнале "Солнце России".
Это не запрещалось?
Виктор Фрадкин: Он же был в Киеве в то время. Там не запрещалось. Хочешь рисуй на немцев, хочешь - на гетмана Скоропадского, Ленина или Троцкого. За год власть там менялась, по-моему, 13 раз - большевики, белые, поляки, какие-то бандиты. А потом, когда, в конце концов установилась советская власть, то карикатуры на лидеров страны уже были запрещены. А в 1922 году дед переехал в Москву и начал сотрудничать с газетой "Известия".
Борис Ефимович не получил художественного образования, но его рисунки были хлесткими, умными…
Виктор Фрадкин: Думаю, это особый дар и талант. Дед говорил, что идеи приходили к нему ночью, когда он спал.
Я много раз наблюдал, как он рисует. В шесть часов просыпался, делал гимнастику и после этого начинал работать. Брал лист бумаги для пишущей машинки, карандашом накручивал на нем какие-то линии. Потом заштриховывал с обратной стороны, накладывал на ватман и обводил то, что видел только он. Дальше накладывал тушь или краски. Это был целый процесс.
В день мог сделать один или два рисунка. На столе рядом с ним обязательно лежал огромный сибирский кот, который с трудом помещался в кресле. "Он же мешает тебе", - говорили деду. "Пускай лежит", - отвечал он. Это был очень злой кот, который любил только деда и меня.
Вы с такой нежностью вспоминаете о дедушке…
Виктор Фрадкин: Со мной дед проводил массу времени... Когда я был маленьким, он сажал меня на плечи и прыгал по всей квартире. Я прозвал его "лягуха", а он меня - "лягуня". Так и называли друг друга…
Дед всегда восхищал меня своей любовью к жизни. Он обожал вкусно поесть. Очень любил читать на русском, немецком и французском языках. Читал Дюма в оригинале. Однажды в Манеже проходила какая-то выставка. К деду подвели группу немцев и сказали, что переводчик сейчас подойдет. "Зачем переводчик, - удивился дед. - Я сам могу". И начал свободно с ними общаться. Память была у него феноменальная.
В этой любви к жизни и есть секрет его долголетия?
Виктор Фрадкин: За моей спиной два портрета, на одном дед, на другом его брат Михаил Кольцов, которого расстреляли в 1936 году. Он был на хорошем счету у Сталина, но по ложному доносу к нему ночью явились и увезли на Лубянку. И когда Бориса Ефимова спрашивали, в чем секрет его долголетия, он отвечал, что видимо, бог дал ему пожить за двоих - за брата и за себя.
А если говорить о его любви к жизни, то нельзя не сказать, как он любил дружить! Дружил практически со всеми деятелями культуры нашей страны, кого впоследствии рисовал. Дружил с Владимиром Маяковским, Леонидом Утесовым, балериной Ольгой Лепешинской, писателями Константином Симоновым, Ильей Эренбургом, Корнеем Чуковским. У Корнея Ивановича мы часто были на даче в Переделкине. Удивительный человек. Он играл со мной, пятилетним мальчишкой, подарил красивую книгу "Чудо-дерево". Дружил с Риной Зеленой, но после очередного шаржа она обиделась и перестала разговаривать с ним.
Виктор Александрович, известно, что выставка "Уроки истории", где представлены работы Бориса Ефимова, Марка Абрамова и Владимира Добровольского, из Москвы отправляется в Санкт-Петербург, а потом ее ждут в Ульяновске, Ижевске и Республике Дагестан. Что можете сказать будущим зрителям?
Виктор Фрадкин: Выставка несет в себе хороший посыл - надо помнить о большом и важном событии в истории нашей страны. Особенно будет интересно увидеть выставку молодым людям. Чтобы не повторять ошибок прошлого, надо хорошо усвоить уроки истории.