И что, Бог ответит нам тем же? Отлучая от радости Воскресения Христова? Как ни странно, нет. Да, когда мы отсутствуем на важнейших богослужениях, не приходим на Божественную литургию, не причащаемся, то есть не принимаем Тела и Крови Господних, мы сами себя отлучаем от Христа. Но, как ни удивительно, каким бы несправедливым это ни казалось некоторым истовым верующим, Господь не отвергает и таких неприлежных, называя их детьми "одиннадцатого часа". То есть пришедших к Господу не рано утром, а едва ли не в последний миг - за час до окончания дня.
Во время ночной пасхальной службы в церквях торжественно читается знаменитое "Слово на Пасху святого Иоанна Златоуста" и звучит такая утешительная для всех нас весть: (сначала прочитаем ее на церковнославянском, перед на русский будет ниже)
"…любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа; и последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует; и дела приемлет, и намерение целует; и деяние почитает, и предложение хвалит.
Темже убо внидите вси в радость Господа своего: и первии, и втории, мзду приимите.
Богатии и убозии, друг со другом ликуйте.
Воздержницы и ленивии, день почтите.
Постившийся и не постившийся, возвеселитеся днесь".
Что в переводе с церковнославянского на русский звучит так:
"Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печется; и тому дает, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдает честь и расположение хвалит. Итак, все войдите в радость Господа нашего;
и первые и вторые получите награду;
богатые и бедные ликуйте друг с другом;
воздержные и нерадивые почтите этот день;
постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне".
То есть Христова Любовь - жертвенная, действенная - уравнивает нас всех! Она выше земных представлений о справедливости.
Вывод один: если человек не постился, пропускал по каким-то причинам богослужения Страстной недели, и даже забыл, когда в последний раз исповедовался и причащался, но не просто может, но даже и должен прийти в храм на торжественную пасхальную службу - чтобы приобщиться к радости Воскресения Христова.