Транссибирский арт-фестиваль верен традициям в непростые времена

Завершив концертный марафон в Новосибирске и городах Новосибирской и Красноярской областей, XII Транссибирский Арт-Фестиваль покидает в эти дни российскую столицу. Заключительные концерты Транссиба прошли в Концертном зале имени Чайковского, собрав плеяду знаменитых солистов и - уже ставший неизменной традицией фестиваля - аншлаг. Впереди - осенние концерты в Самаре и Тольятти, а пока - короткие итоги и самые яркие впечатления.
Виктор Чернышов

Фестиваль Вадима Репина хранит верность своим традициям (что приятно во все времена, и особенно - в сложные): в широте географии, в высоком уровне приглашённых солистов (афишу этого сезона украсили прима-балерина Большого театра России Светлана Захарова, сопрано Ольга Перетятько, скрипачи Кристоф Барати и Павел Милюков, пианисты Вадим Руденко, Дмитрий Шишкин и Ева Геворгян, гитарист Артём Дервоед, виолончелист Александр Рами и др.) и в премьерном исполнении сочинений композиторов-современников, в том числе созданных специально для Транссибирского Арт-Фестиваля.

В этом году в концертах приняли участие 30 артистов, 7 дирижеров и 7 музыкальных коллективов из 7 стран (Грузия, Венгрия, Испания, Италия, Казахстан, Китай, Куба). Продолжил свою работу и полюбившийся зрителям и музыкальным педагогам региона проект "Просто общайся со звездой", в рамках которого солисты фестиваля провели открытые мастер-классы для учащихся музыкальных школ и творческих вузов Новосибирска и других регионов. Видеть больших мастеров за кропотливой исполнительской работой в педагогическом классе - большая удача и ценность, важный (и неотъемлемый!) элемент профессионального становления каждого музыканта.

Ежегодно художественный руководитель фестиваля Вадим Репин и Новосибирский академический симфонический оркестр (оркестр-резидент) представляют сибирской публике новое сочинение современного композитора. В этом году премьер было сразу три (две из них - мировые). Итак, по порядку.

2 апреля в Государственном концертном зале имени А.М. Каца в Новосибирске состоялась премьера написанной по заказу фестиваля Сонаты для скрипки и гитары Никиты Кошкина, одного из самых признанных и исполняемых композиторов, пишущих для гитары.

Концерт был посвящён памяти Софии Губайдулиной, имя которой навсегда вписано в летопись Транссибирского Арт-фестиваля. В 2018 году специально для фестиваля она написала Концерт для скрипки с оркестром "Диалог: Я и Ты" по одноимённому философскому трактату Мартина Бубера; композитор лично присутствовала на репетициях и мировой премьере в Новосибирске.

Та премьера (это хорошо помнит автор этих строк и, уверена, все присутствовавшие в зале музыканты и публика) стала выдающимся художественным событием высокого порядка, глубоким музыкальным откровением. Такое посвящение, печальное по своей сути (София Асгатовна Губайдулина покинула этот мир 13 марта, за неделю до начала Транссибирского фестиваля), было искренним и крайне уместным, как и Трио Чайковского "Памяти великого художника" в программе вечера, задуманное автором как реквием другу.

Высокая нота музыкально-философского диалога, заданная Губайдулиной, смысловым отзвуком отразилась и в премьерном сочинении этого сезона, на этот раз - в редком сочетании скрипки и гитары. "Дуэт скрипки и гитары имеет давнюю историю, - говорит композитор Никита Кошкин, - но значительных современных сочинений для такого ансамбля я не припомню, все закончилось на Паганини и Джулиани. Конечно, существует множество миниатюр для этого состава, мне же было очень интересно написать именно большое сочинение, сонату. Поэтому когда Артем (Дервоед - Прим.РГ) предложил, я сразу ухватился за эту идею.

Артем всегда привлекает ярких музыкантов, так что за скрипача я не волновался. Однако действительность превзошла все ожидания, услышать мою музыку в исполнении Вадима Репина - это огромное счастье!". Это счастье артисты разделили и со столичной публикой 14 апреля, на московской премьере сочинения в Концертном зале им.Чайковского.

"Партия скрипки в сонате очень трудная, - отметил Репин. - При этом текст настолько логичен, что уже после второго исполнения мы с Артемом полностью ощущали всю архитектуру этой сонаты. А как только ты выносишь произведение на сцену, начинаются настоящие откровения".

Фото: Виктор Чернышов

Между тем, 12 апреля, на закрытии новосибирской части фестиваля, состоялась вторая мировая премьера: в исполнении Вадима Репина прозвучал Второй концерт для скрипки с оркестром Анатолия Королева - профессора, заведующего кафедрой композиции Санкт-Петербургской консерватории.

"Интересная музыка, - комментирует Вадим Репин. - Она будто требует найти логическое продолжение для главного лейтмотива, который живет на протяжении всего произведения и проявляется в разных ипостасях: либо как что-то выразительное, либо - атмосферное. И получается, что это не совсем концерт, а скорее, поэма. Рассказ, который в итоге приходит, с одной стороны, в воспоминание, а с другой, это perpetum mobile, движение, которое никогда не заканчивается. Как вторая часть Второго концерта Прокофьева: первая мелодия (главная тема) - одна из тех, которую можно играть вечность, и только сам Прокофьев может решить, когда она может закончиться. Было интересно работать и с композитором, у него были свои пожелания. В основном он упрощал те моменты, которые я хотел придумать, чтобы украсить партитуру - в плане звука, акцентов, агогики. Я это видел более расставлено, выразительно. Но в итоге получился интересный эффект - баланс, состоящий из атмосферы и истории".

Автором новосибирской премьеры стал румынско-французский композитор Владимир Косма, известный по музыке к кинофильмам "Игрушка", "Бум", "Беглецы", "Невезучие" и др. Его скрипичный концерт "Concerto de Berlin", созданный как музыка к кинофильму "Седьмая мишень" Клода Пиното, прозвучал также в исполнении хэдлайнера Фестиваля Вадима Репина и Новосибирского симфонического оркестра, под управлением главного приглашенного дирижёра миланского оркестра I Pomeriggi Musicali, активно исполняющего современную музыку, Алессандро Кадарио.

Итальянский маэстро стоял и за пультом Российского национального оркестра 16 апреля в Москве: музыканты представили симфоническую программу русской музыки, кульминацией которой стал Второй скрипичный концерт Прокофьева - одно из любимых сочинений Вадима Репина, которое скрипач блистательно исполнил на уникальной скрипке Амати. Также в концерте прозвучали "Праздничная увертюра" Шостаковича и две сказочно-красочные партитуры балетных сюит "Золушка" Прокофьева и "Жар-птица" Стравинского.

Прямая речь

Вадим Репин, скрипач:

"Второй концерт Прокофьева - мой любимый концерт, я в него так вжился, что готов его играть каждый день. Буквально три месяца назад у нас было большое турне по Китаю с РНО и Александром Рудиным, я сыграл этот концерт там 7 или 8 раз. Сегодня РНО играл великолепно, я вдохновлялся не только от музыки, но и от игры оркестра. Сегодня был эмоциональный вариант прокофьевского концерта. Алессандро Кадари прекрасно его знает, буквально каждую ноту. Здесь сложность в том, чтобы внезапно менять краски, движение, цвета почти без подготовки, как калейдоскоп событий. И у Алессандро это замечательно получается - выдержать этот очень тонкий микромомент времени, который необходим, при этом дать понять, что все в этой музыке должно быть сюрпризом".

К слову

Существует традиция называть скрипки знаменитых мастеров именами игравших на них выдающихся скрипачей. Эта практика, тесно связанная с историей музыкального искусства, подчеркивает уникальную связь между инструментом и исполнителем: считается, что великие скрипачи "раскрывают" потенциал инструмента, их стиль игры влияет на его акустическую зрелость. И, конечно, имя скрипки не только увековечивает память великих музыкантов, но и добавляет инструментам культурно-историческую ценность (и часто в разы увеличивает аукционную стоимость инструмента), превращая их в легендарные артефакты. Из знаменитых примеров - скрипка Страдивари "Роде", созданная Антонио Страдивари в 1715 году и названная в честь французского скрипача Пьера Роде, ученика Виотти (позже на ней играл Яша Хейфец, а в недавнем прошлом - Вадим Репин); Страдивари "David", принадлежавшая Давиду Ойстраху; Гварнери "Крейцер" и др. Инструмент Николо Амати, на котором сегодня играет Вадим Репин, пока ещё не назван именем. "Кто играл на этой скрипке до меня, история умалчивает, - поделился Репин. - Возможно, назовут моим? Посмотрим, как карта ляжет. Я нигде не планирую это фиксировать, конечно. Но, может, приживется мое имя, а может, имя следующего, кто будет на ней играть".

Пополнится ли мировая коллекция уникальных инструментов скрипкой Амати "Вадим" покажет время. А пока фестиваль готовит продолжение программы на осенних концертах в Самаре и Тольятти и составляет планы нового, тринадцатого, сезона.