Наличные, карта, QR-код: как платить российскому туристу в Китае

В Китае принимают карты системы UnionPay, выпущенные российскими банками
В крупных городах Китая, вопреки ожиданиям, принимают наличные практически всегда и везде. Работают и российские карты UnionPay, убедился корреспондент "Российской газеты". Но названные способы основными уже не являются: китайцы давно перешли на моментальную оплату по QR-кодам в специальных небанковских приложениях.
QR-коды стали доминирующим средством платежа, в офлайн-магазинах на них приходится 60 процентов всех оплат.
QR-коды стали доминирующим средством платежа, в офлайн-магазинах на них приходится 60 процентов всех оплат. / iStock

Самые популярные приложения для оплаты в Китае, как оказалось, - не банковские, а финтех-платформы, работающие как электронные кошельки. Местные платежные гиганты - AliPay и WeChat - предлагают несколько механик. Во-первых, можно показать свой QR-код продавцу или поднести телефон экраном вниз к специальному устройству, который его сканирует, а деньги спишутся со счета. Во-вторых, покупатель может сам сканировать код - со специальной таблички, чека, экрана - и ввести нужную сумму либо увидеть уже выставленную магазином. Второй способ для российского туриста привычнее: так работает СБП.

AliPay и WeChat получили свои лицензии в первой половине 2010-х и полноценно запустились примерно десять лет назад, рассказал "Российской газете" Максим Митусов, эксперт в сфере платежей. И первоначально они работали в своих сферах: AliPay обеспечивал возможность платить на торговых площадках Alibaba, в частности Taobao, a WeChat Pay служил для оплаты покупок в разных бизнесах Tencent и прежде всего для оплаты игр и прочего цифрового контента, в том числе внутри самого мессенджера WeChat.

Затем появилась возможность переводов между людьми, и уже после 2017-го начался бум платежей и QR-кодов в том числе. Сейчас они являются доминирующим платежным методом. В интернете на них приходится более 85% платежей, говорит Митусов. В офлайне - около 60%. Естественно, в крупных городах, в том числе Шанхае, Пекине, Гуанчжоу, цифра выше, и это заметно. Возможность применения QR-кодов встречается в самых неожиданных местах. "Даже у людей, которые просят милостыню на улицах, можно заметить QR-коды WeChat и AliPay", - рассказал Роман Тихонов, директор по продуктам финтех-компании Paygine.

В WeChat процедура регистрации выглядит не очень простой из-за того, что для этого понадобится своего рода "поручительство" китайца, который уже авторизован в приложении. Впрочем, найти такого человека нетрудно. Туристы советуют пользоваться AliPay. И регистрация там действительно проще. Понадобятся только заграничный паспорт, который сканируется прямо в приложении, и фото человека.

Российские карты в Китае работают, но, по отзывам туристов, лучше запастись и наличными

Самое непростое, как оказалось, - перевести деньги на счет электронного кошелька. Можно попросить о помощи китайцев, например, в отеле, а им отдать наличные. Есть и услуги посредников, говорят туристы. Но курс там даже выше, чем в банках при покупке наличных. К тому же в этой сфере немало мошенников, поэтому нужно выбирать только проверенных людей. Сервис перевода денег на AliPay еще предлагают крупные российские банки - например, Сбербанк или ВТБ.

Если у путешественника есть карта Visa или Mastercard иностранного банка, то будет легче. Турист может привязать ее к приложению. И деньги будут автоматически зачисляться на счет. Большее распространение эта технология получила именно в Китае, говорит Максим Митусов. Среди преимуществ для туриста - можно заказать в этом приложении такси DiDi (аналог Uber или "Яндекс Go"), купить eSIM, сэкономив на подключении роуминга, а также заказать нужные товары на торговых площадках Китая.

"При этом наличные не ушли в прошлое. Их принимают практически везде - в крупных магазинах, в небольших аптеках, дорогих ресторанах и скромных "чифаньках" (забегаловках). Правда, может не оказаться сдачи, и тогда наличные не примут. А в российских обменниках дают только купюры максимальным номиналом в сто юаней. Поэтому нередко возникают случаи, когда продавцы могут убежать в комнату для персонала и принести деньги, завернутые в прозрачный пакет.

Пандемия только усилила отказ от наличных среди населения в Китае, доля их использования стала менее 4%, говорит Тихонов. Наличные остаются средством оплаты среди пожилого населения или в районах, где доступ к интернету ограничен. Но господдержка цифровизации де-факто сделала AliPay и WeChat стандартом.

Карты российских банков в Китае тоже принимают. Но речь именно о платежной системе UnionPay, а не "МИР". Такие карты выпускают только два банка в России: Россельхозбанк и АТБ. Ранее они встречались, например, в Т-Банке и Газпромбанке. С картами удобно платить в пекинском метро - можно даже получить скидку и не придется брать отдельно билеты. Для оплаты в магазинах продавцы часто доставляют терминалы, кто-то даже бегает за ним в дальнюю часть магазина, настолько от них отвыкли. И при оплате требуют пин-код. В Китае цифр шесть, и нужно после привычных четырех просто добавить два нуля. Хотя, как пишут туристы, карты все равно принимают не везде. Сами китайцы их используют для крупных офлайн-платежей - например, для покупки авто или недвижимости, говорит Тихонов.