Маэстро, каким в этом году будет предъюбилейный XХIV Московский Пасхальный фестиваль?
Валерий Гергиев: В этом году впервые оркестрам Большого и Мариинского театров, еще точнее, Объединенному коллективу двух театров в рамках Пасхального фестиваля предстоит посетить с концертами 25 или 26 городов. Причем в некоторых городах мы будем давать по два и три выступления. Фестивальная традиция, как мне кажется, начиная с 2002 года, набирает все больше, если так можно выразиться, оборотов, и поклонников много. Наших выступлений, серьезных музыкальных впечатлений ждут в городах - от Москвы и Петербурга до Иркутска, Красноярска, Мурманска, Архангельска или Владикавказа, где мы сейчас находимся. Эта традиция мне лично очень дорога, потому что в России и в мире Пасхальный фестиваль имеет и свое место в календаре, хотя и иногда может брать старт на неделю раньше праздника Пасхи, а заканчиваться на пару недель позже аналогичных празднеств в Европе.
Только что во Владикавказе мариинским выступлением открылся еще один зал в Культурном центре, построенном вашим Благотворительным фондом, каким будет принцип его работы?
Валерий Гергиев: Самое, может быть, искреннее мое желание - увидеть музыкальную жизнь во всех этих очагах культуры, за которые я отвечаю в той или другой форме и как руководитель Мариинского, и как руководитель Большого театра, сделать жизнь подрастающих поколений гораздо более интересной. В этом плане эти два зала могут иметь решающее значение. Дети одинаково талантливые и в Москве, и во Владивостоке, и где-нибудь в Африке или в Южной Америке, или на Чукотке. Рядом с белыми медведями и рядом со львами. Дети нуждаются в искусстве, даже если сами еще не подозревают об этом. И мы должны им гарантировать прямой легкий и недорогой доступ к музыкальным шедеврам. Мы это очень успешно делаем в Санкт-Петербурге. Без преувеличения, уже сотни тысяч детей получили возможность побывать на детских спектаклях в Мариинском театре. Сейчас мы этим начнем заниматься активно и в Большом театре, и на всех площадках филиалов.
25 лет назад я создал Благотворительный фонд. Дело совсем не в том, чье имя он носит. Друзья Мариинского театра, друзья Пасхального фестиваля, мои личные друзья на протяжении этих лет очень активно поддерживали все культурные проекты, которые, я повторяю, необходимы стране, я в этом глубоко убежден. И вот сейчас во Владикавказе появился Культурный центр без единой копейки бюджетных средств, который мы подарили многочисленным любителям классической музыки в Осетии - Алании. До этого мы уже привели в порядок и театр, и здание Филармонии. И Мариинский театр мощно поддержал процесс практически полного обновления музыкального театра. Если можно об этом говорить, далеко-далеко за миллиард рублей было потрачено на эти, как мне кажется, благородные цели.
Владикавказ по-прежнему остается для вас особым местом на Земле?
Валерий Гергиев: Безусловно. Помню, как, может быть, семи- или восьмилетним мальчишкой я бывал в этих стенах, где теперь родился Культурный центр. Тогда это был кинотеатр "Комсомолец", и я смотрел знаменитый фильм Эйзенштейна "Александр Невский" с Черкасовым в главной роли с великой музыкой Прокофьева. С тех пор я, конечно, давно повзрослел и считаю своим долгом сделать что-то для региона, в котором вырос, хотя родился я в Москве.
Но здесь могила моих родителей. Здесь были мои первые прекрасные учителя. Здесь живут мои многочисленные родные. К сожалению, я так и не узнал своих бабушку и дедушку по отцу, они ушли из жизни до моего рождения. Я знал родителей моей мамы, помню очень хорошо. В моей жизни очень большую роль сыграли братья моей мамы. К сожалению, брат моего отца уже в первые дни войны пропал без вести. И все надежды исчезли, что он когда-нибудь будет найден живым, когда семья получила информацию, что он убит. Меня очень много связывает с Осетией, ее людьми, природой и историей.
И считаю своим долгом продолжать укреплять здесь позиции музыкальных коллективов. И теперь филиал Мариинского театра может себе позволить очень многое. Оперные и балетные коллективы Владикавказа выступают в Москве и Петербурге, что очень важно. Им это жизненно необходимо. Ведь то же самое еще раньше стало происходить с коллективами с Дальнего Востока. Там очень мощный филиал Мариинского театра.
И еще один важный момент. Сейчас я успел побывать в Нальчике. Кабардино-Балкария - родина выдающегося человека и музыканта Юрия Хатуевича Темирканова. Он - мой руководитель сразу после студенческих лет в Кировском театре. И я считаю себя обязанным поспособствовать обогащению культурной жизни и в Нальчике, и вообще в республике. Нам надо пообщаться с руководством братской республики, чтобы идея появления комплекса, посвященного великому дирижеру, была реализована как можно быстрее.
А во Владикавказе есть уже два замечательных концертных зала, которые имеют, как мне кажется, великолепные шансы стать украшением интенсивной богатой культурной жизни не только Северного Кавказа, но и в пространстве от Москвы до южных границ страны. Почему я об этом говорю? Мы только что выступили в Воронеже, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Новочеркасске. Мы многократно выступали в Сочи или Кисловодске... Все, что на карте России простирается на юге от столицы, сегодня заслуживает более интенсивной и богатой, на мой взгляд, культурной программы и нового уровня подхода к этому вопросу.
Но ведь Культурный центр не будет рассчитан исключительно на детскую аудиторию?
Валерий Гергиев: Нет, конечно. Программы будут самые разнообразные. И симфонические концерты, и даже спектакли в Большом зале, а в Камерном - сольные выступления музыкантов, певцов и небольшие полусценические представления. Мы поможем. У Мариинского театра репертуар в десятки раз больше, чем любого другого театра, у нас много площадок. Сейчас еще один зал мы будем строить. Потому что, если у нас будет реконструкция исторического здания, мы просто погибнем без проката нашего репертуара. Просто держать в голове такие пяти-шестичасовые спектакли, как "Нюрнбергские мейстерзингеры" или "Гугеноты" невозможно, они должны идти.
Вы все-таки надеетесь на скорое начало реконструкции?
Валерий Гергиев: Я не надеюсь, она уже как бы в планах. Просто надо просчитать все риски. Если реконструкция будет идти два с половиной года, то риск ущерба для артистов, спектаклей не так велик. Но я знаю строителей. Реконструкция может идти примерно десять лет. Ведь мы через руководство страны спасались от затяжек строителей, когда возводили новую Мариинку, но у нас все равно ушло много времени. Поэтому ко всему надо быть готовым.