Зачем нужно единое расписание в российских школах и что о нем думают учителя

Единое расписание будет направлено на снижение нагрузки школьников
В интернете снова шумят на тему образования: педагоги обсуждают озвученную инициативу министерства просвещения о введении единого расписания уроков.
Виталий Тимкив/ РИА Новости

Новость со скоростью света разлетелась от информагентств в субботу ранним утром со ссылкой на министра просвещения Сергея Кравцова: "Завершается работа по единому расписанию уроков для школ", что, по словам министра, позволит четко понимать нагрузку учителей, кто, когда и сколько уроков провел.

Что подразумевается под единым расписанием? Продолжительность уроков, фиксированная "норма" часов для каждого учителя, список уроков на каждый день для каждого класса?

Главный тезис Минпросвещения: единое расписание будет направлено на снижение нагрузки школьников

Значит ли это, что теперь в Москве и, допустим, в Новом Уренгое или в Калининграде, - словом, в любом городе или селе по средам в пятых классах первым уроком будет литература, а третьим, к примеру, история?

Именно так поняли слово "единое" большинство учителей и директоров школ. И сразу миллион вопросов: ведь все школы разные, ситуации разные, кто-то ведет уроки по двум предметам, кто-то уходит на больничный и т.п.

Как сообщили "Российской газете" в Минпросвещения, "единое расписание разработано для каждого варианта федерального учебного плана всех уровней общего образования". Министерство уже работает с Роспотребнадзором по его согласованию.

В Минпросвещения подчеркнули: школы смогут адаптировать расписание под свои условия, но в рамках единых федеральных требований.

- Ключевая задача единого расписания - соответствие СанПиН, минимизация перегрузки, учет биоритмов школьников и равномерное распределение учебной нагрузки в течение недели, - добавили в ведомстве. - Это важный шаг к здоровью, успешному обучению и гармоничному развитию наших детей.

Как пояснила "РГ" заведующая центром математического и естественно-научного общего образования Института содержания и методов обучения Наталья Волынчук, важно, чтобы было не только единство в изучении учебных предметов, но и учет физиологических особенностей детей.

- По данным физиологов, понедельник - период включения, вторник, среда - период оптимальной работоспособности, четверг и последующие дни - период спада, - говорит эксперт. - И конечно, важна расстановка "сложных" и "простых" предметов в течение дня. Например, нежелательно ставить первым уроком такие интеллектуально затратные предметы, как математика и русский язык, а после физкультуры ставить физику.

10 процентов - и не больше: такой лимит на контрольные и проверочные работы установит Минпросвещения

Заместитель директора симферопольской школы N 38 имени Героя РФ В.А. Дорохина Татьяна Коваль считает так: создание единого образовательного пространства - это и единые учебники, и единое планирование учебного материала и многое другое - залог не только повышения качества образования, но и психологического комфорта каждого ученика.

- Нам видится, что единое расписание - это совсем не о порядке уроков, а о соблюдении норм нагрузки для каждой возрастной группы, о допустимом времени на выполнение домашних заданий, - прокомментировала замдиректора школы.

Другое мнение - у руководителя Президентского физико-математического лицея N 239 г. Санкт-Петербурга Максима Пратусевича.

- Единое расписание, во всяком случае тот его образ, который возникает у большинства коллег при этих словах, в силу многих причин, очевидно, невозможно. 11 часовых округов, разная наполняемость классов, далеко не везде полный комплект учителей. Профильные классы, обычные, коррекционные. Где-то есть лаборатории для уроков химии или физики, где-то нет, - рассуждает Пратусевич. - Может, министр имел в виду, например, платформу, на которой будет расписание всех школ? Или единую платформу для составления расписания? Пока, увы, только можем гадать, что имелось в виду.

Главный тезис Минпросвещения - что единое расписание будет направлено на снижение нагрузки школьников. Цель благая, это бесспорно: о перегрузке детей уроками и домашними заданиями сегодня говорят не только власти, но и учителя, и родители.

Но как все будет на практике, пока совсем не ясно. Поэтому "Российская газета" направила запрос о подробных разъяснениях в министерство просвещения.