Занятия в группах начались в октябре. Научиться водить тепловозы захотели 12 человек, в Тюмени - 19, в том числе одна девушка.
"Курс рассчитан на 488 учебных часов. Разработан на основе программы профподготовки для взрослых, но адаптирован для восприятия 16-летними, например, в нем более детально разбираются технические термины, - рассказывает методист Свердловской детской железной дороги Евгений Здоровенко. - Школьники за два года узнают об устройстве и обслуживании тягового подвижного состава, автоматических тормозах, системе обеспечения безопасности движения, охране труда, правилах технической эксплуатации железных дорог. Предусмотрены блоки теории и практики, а также упражнения на тренажерах".
В Новосибирске в 2024/25 учебном году состоялся первый набор учащихся на обучение в пилотном проекте. Были набраны два курса: 20 человек решили получить профессию помощник машиниста тепловоза, еще 18 ребят выбрали специальность проводник пассажирского вагона. В мае этого года впервые 18 ребят получат свидетельства об окончании программы и при желании, достигнув совершеннолетия (18 лет), могут трудоустроиться по профессии проводник пассажирского вагона. Ранее, в 2023/24 учебном году, было организовано обучение профессии монтер пути. В числе первого выпуска - ребята, окончившие десять классов школы.
Освоить популярные профессии на железной дороге могут учащиеся 10-11-х классов средних общеобразовательных учреждений.
Программа обучения на проводника рассчитана на один год, для освоения профессии "помощник машиниста" потребуется два года: первый выпуск этого курса состоится весной 2026 года, рассказывает заместитель начальника службы управления персоналом Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) Юлия Ноздрякова. После выпуска ребята отправятся на полноценную производственную практику, которую смогут пройти на Новосибирской детской железной дороге (ДЖД) в период летних перевозок.
В Екатеринбурге подростки занимаются два раза в неделю, на малой магистрали в центральном парке культуры и отдыха Екатеринбурга и в учебном центре профессиональных квалификаций (УЦПК) Свердловской железной дороги (СвЖД). Везде кабинеты оснащены полноразмерными макетами, тренажерами-имитаторами, инструментами дополненной реальности, разница в том, что Детская железная дорога - узкоколейка, а в УЦПК учат управлять большими тепловозами по колее 1520. Когда начнется практика по устройству и обслуживанию подвижного состава, группа практически переберется на территорию сервисного локомотивного депо.
Занятия ведут шесть опытных педагогов УЦПК, в том числе Марина Захарко. Ее предмет называется "Безопасная эксплуатация электроустановок", на уроке в этот раз разбирали причины пожаров, в том числе из-за короткого замыкания в электросхеме тепловоза.
"На курсах повышения квалификации можно столкнуться со взрослыми, которые забыли физику, а у ребят знания свежи, им легче дается. Современные дети совершенно не боятся тестовой системы, в отличие от стажистов-железнодорожников", - говорит преподаватель.
В Новосибирске обучением ребят занимаются специалисты Новосибирского подразделения Западно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций ЗСЖД, который реализует более 600 учебных программ для подготовки, переподготовки и профессионального развития железнодорожников. Также в числе преподавателей - сотрудники ДЖД. Новосибирцам, можно сказать, повезло: обучение не ограничивается партой, свои знания и навыки они могут здесь же применить на реальной практике. С 1 июня и до конца лета вот уже два десятка лет (ДЖД открыта 4 июня 2005 года. - Прим. "РГ".) в регионе функционирует детская железная дорога, имеющая общую протяженность 5,3 километра и ширину колеи 750 метров.
"Большинство считает, что ДЖД - это аттракцион, на самом деле это учебный центр подготовки юных железнодорожников ("южиков"). Мы являемся предприятием дополнительного образования по профориентации ребятишек с 5-го по 11-й классы. У нас они проходят обучение, в том числе на тренажерах локомотивного комплекса, мы посвящаем их в специфику различных железнодорожных профессий. Много проводится экскурсий на объекты железнодорожного транспорта, конкурсов, а летняя практика - это как раз непосредственно работа, максимально приближенная к реальности. Под присмотром взрослых ребята делают первые шаги в профессии", - поделилась руководитель Новосибирской детской железной дороги Евгения Ковтун.
Сегодня здесь по дополнительным общеразвивающим программам обучаются более 920 детей. Это в несколько раз больше, чем 10-15 лет назад.
На Новосибирской ДЖД работают четыре узкоколейных тепловоза: три тепловоза серии ТУ7А и один ТУ10, а также 12 детских пассажирских вагонов. На линии курсируют поезда с названиями "Сказка", "Юность", "Сибиряк" и "Мечта". Для посадки и высадки пассажиров на станциях "Зоопарк" и "Заельцовский парк" предусмотрены по одной посадочной платформе, на станции "Спортивная" и разъезде "Локомотив" - две.
Как будущим помощникам машинистов удается совмещать получение профессии с интенсивной нагрузкой в старших классах? Педагоги сначала шутят, мол, не зря мы им предмет "Тайм-менеджмент" читали. А потом хвалят юношей за высокую мотивацию. Так, Тимофей Максимов уже несколько лет специально ездит из Каменска-Уральского за 90 километров в Екатеринбург на учебу. Артемий Сребродольский прошлым летом участвовал в чемпионате юных профессионалов, занял третье место среди машинистов. Сейчас он ходит на курсы помощников машиниста тепловоза и на факультатив по паровозному делу, хочет восстанавливать ретротехнику. Никита Уфимцев и Данил Пилипенко успевают волонтерить, в частности проводили профилактические лекции в своих школах, рассказывали сверстникам простым языком, чем чревато модное увлечение - зацеперство на вагонах электричек.
Арсения Мережникова сюда привел друг за компанию, как Александра Поплавских и Михаила Никулина - родители, чтобы покататься, а в итоге детское увлечение может превратиться в профессию. За 3-4 года "южики", то есть юные железнодорожники, как их ласково называют старшие коллеги, под присмотром инструкторов осваивают азы 20 специальностей на выбор: от проводника и дежурного по переезду до машиниста, диспетчера или начальника поезда. Поэтому им и взрослую профессию легче на себя примерить, чем любому новичку со стороны, даже если это взрослый.
Это хороший профессиональный старт, считает Марина Захарко. "Призыв в армию в 18 лет не помешает: если успеют устроиться на железную дорогу со свидетельствами, которые получат здесь, после дембеля их гарантированно примут назад, еще и подъемные выплатят", - рассказывает она.
"Сейчас все больше родителей понимают, что высшее, среднее профессиональное образование - хорошо, но еще лучше, когда у ребенка есть профессия, которая позволяет ему сразу трудоустроиться, получать зарплату. Кроме того, наши "южики" имеют возможность поступить в железнодорожные вузы и техникумы по договору целевого обучения", - отметила Юлия Ноздрякова.
"Наша задача - максимально привить ребятишкам любовь к железной дороге, показать возможности для дальнейшего обучения и карьерного роста. Надеемся, все те, кто у нас обучался, по окончании школы свяжут свою жизнь с железной дорогой, - сказала Евгения Ковтун. - Уникальность такой подготовки еще и в том, что куда бы человек ни приехал - от Калининграда до Владивостока, он везде найдет работу по профессии".