Ремонт и обслуживание локомотивов удалось ускорить за счет изменения устаревших правил

Ремонт и обслуживание локомотивов ускорились за счет изменения устаревших правил
Более 10 лет назад в РЖД была выбрана система полного сервисного обслуживания тягового подвижного состава от производителя. В настоящее время под управлением группы компаний "ЛокоТех" находятся 88 сервисных локомотивных депо по всей России, которые занимаются подготовкой в рейс, плановым техобслуживанием и ремонтом локомотивов. Прошлый год стал для компании временем начала кардинальных перемен, предпосылки для которых назрели давно.
Компания делает ставку на квалифицированных сотрудников и помогает в получении знаний.
Компания делает ставку на квалифицированных сотрудников и помогает в получении знаний. / ЛокоТех

По итогам года компания перевыполнила основные плановые показатели - сервисные локомотивные депо провели техобслуживание и ремонт более 93 тысяч секций локомотивов, превысив показатели 2023 года на процент, что составляет сотни дополнительных секций. В 2025 году перед компанией стоит задача обеспечить прирост на 7 процентов к уровню 2024 года. Однако не только увеличение, но даже сохранение существующих показателей невозможно без системного пересмотра подходов к организации ремонта.

Ежегодно предприятия "ЛокоТех-Сервис" обслуживают и ремонтируют более 15 тысяч локомотивов для грузового, пассажирского и маневрового движения. Каждая машина - сложный механизм, который непрерывно находится в движении и испытывает большую нагрузку. Для того чтобы обеспечить качественное сервисное обслуживание, ежегодно требуется порядка 25 тысяч уникальных номенклатурных единиц оборудования, деталей и расходных материалов.

По результатам 2024 года на 6 процентов снижено число отказов технических средств в рамках договора на полное сервисное обслуживание локомотивов, что на 1 процент больше установленного целевого показателя. Однако задача своевременной выдачи исправного локомотива в соответствии с графиком до сих пор остается актуальной и находится в прямой зависимости от качества ремонта.

В 2023 году "ЛокоТех" предложила РЖД эксперимент по переходу на новую технологию ремонта локомотивов. Он предусматривает как пересмотр модели сервисного обслуживания, в частности руководств по эксплуатации, так и расхода материально-технических ресурсов (МТР) на техобслуживание и ремонт. В последний раз данные нормы пересматривались в 2011-2013 годах.

"Анализ отчетно-статистических данных по расходу МТР показывает, что действовавшие ранее нормы требуют доработки, чтобы в полной мере обеспечить потребности сервисных компаний в запасных частях и материалах для локомотивов. К настоящему времени изменились межремонтные пробеги, внесены изменения в конструкторскую документацию машин, появились новые детали и комплектующие. Заказчик, понимая важность формирования объективных норм расхода материалов, принимает участие в данном процессе", - рассказал генеральный директор "ЛокоТех" Андрей Власенко.

На основе данных, полученных в результате испытаний локомотивов на надежность, которые проводились в рамках эксперимента в 2024 году, разрабатываются новые нормы расхода МТР. Произошли существенные изменения в системе снабжения "ЛокоТех" - переход от поквартального к годовому планированию закупки наиболее востребованных номенклатур, которые всегда должны быть в наличии на складах и гарантированно будут израсходованы в отчетный период. Теперь каждое депо формирует заявку по количеству запчастей, комплектующих и линейного оборудования на год вперед, исходя из своей программы под каждый вид ремонта и серию локомотива. Это позволило точнее координировать действия с поставщиками, производственный и логистический циклы которых превышают несколько месяцев. "В результате снижены непроизводственные затраты, оптимизированы сроки поставок и пересмотрен подход к расчету потребностей: за 12 месяцев 2024 года компания нарастила поставки товарно-материальных ценностей на 30 процентов в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. Все это оказало влияние на снижение количества отказов", - пояснил Андрей Власенко.

Новые цифровые инструменты позволили вести историю диагностики важных деталей и узлов, анализировать причины отказа и прогнозировать их реальный срок службы

Также в сервисных локомотивных депо внедряются новые цифровые инструменты, которые позволяют вести историю диагностики важных деталей и узлов, анализировать причины отказа и прогнозировать их реальный срок службы.

С 2018 года все новые локомотивы, поступающие в сервисные локомотивные депо, обслуживаются по контракту жизненного цикла (КЖЦ). Его отличие от основного договора с ОАО "РЖД", который заключен на 40 лет и предметом которого является только обслуживание локомотивов, КЖЦ - это договор поставки локомотивов с последующим их обслуживанием. Он имеет преимущества для заказчика, среди которых в первую очередь ответственность, которая ложится на одного исполнителя, а не разделяется между несколькими компаниями.

Локомотивные депо провели техобслуживание и ремонт более 93 тысяч секций локомотивов за год

Для обеспечения качественного ремонта необходима соответствующая профессиональная подготовка сотрудников. В условиях кадрового дефицита компания стремится привлекать к работе квалифицированный персонал. "ЛокоТех" имеет возможность направлять на подготовку по профессии в свой корпоративный университет специалистов, имеющих среднее профессиональное техническое образование. За 2024 год в компании на рабочие профессии принято более 5 тысяч сотрудников, из них профессиональную подготовку прошли свыше 1 тысячи. Достигнута договоренность с Брянским государственным техническим университетом о создании кафедры, на которой будет проводиться подготовка инженеров по ремонту локомотивов.

Ключевая задача компании из года в год остается неизменной - повышение качества ремонта тягового подвижного состава.