Каким будет закон, регулирующий работу маркетплейсов

Влияние цифровых платформ на экономику оказалось столь велико, что для регулирования отрасли потребовался отдельный профильный закон, который, как ожидается, будет в ближайшее время внесен правительством в Госдуму. Эксперты отмечают необходимость регулирования, но обращают внимание на разнообразие платформ, что затрудняет выработку единых подходов. Кроме того, в случае с маркетплейсами их масштаб и значение для экономики столь велико, что регулировать их надо максимально аккуратно.
Закон о цифровых платформах должен сформировать правовую рамку для отрасли.
Закон о цифровых платформах должен сформировать правовую рамку для отрасли. / Сергей Михеев

Разработку проекта закона "О платформенной экономике" курирует вице-премьер - глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко. По его словам, цель законопроекта - защита потребительских прав граждан и создание базовых условий для дальнейшего развития цифровых платформ.

Вклад цифровых платформ в российскую и мировую экономику ежегодно растет (по оценке АКИТ, рынок интернет-торговли в России за 2024 год составил около 9 трлн руб., что на 41,1% выше показателя 2023 года).

В секторе работают 387 тыс. субъектов МСП. Порядка 3,7 млн человек (по данным НИУ ВШЭ и Росстата) регулярно оказывают услуги через цифровые платформы.

Для малого и среднего бизнеса цифровые платформы стали настоящим двигателем развития - открылись новые каналы сбыта, простой и быстрый "доступ на полку". Кроме того, они обеспечивают доступ потребителей к более широкому ассортименту товаров, в том числе для жителей отдаленных районов страны, что является важной социальной задачей.

"Платформы должны развиваться как инновационные инструменты повышения доступности товаров/услуг, поддержки малого бизнеса и конкуренции, повышения связи людей друг с другом. Роль государства - в установлении базовых правил взаимодействия и снижении негативных проявлений и эффектов (к примеру, снижении количества контрафакта)", - рассказали "Российской газете" в аппарате вице-премьера - главы Аппарата Правительства Дмитрия Григоренко.

В экономике появился мощный общественный запрос на формирование отдельного регулирования для платформ. В том числе со стороны самих платформ, как наиболее заинтересованной стороны, отмечает глава Минэкономразвития Максим Решетников.

"Исходим из того, что пришло время эти правила установить таким образом, чтобы не препятствовать росту платформ. Были несколько инициатив про платформенную занятость, маркетплейсы, которые мы вместе с платформами изучили - и поняли, что нужно создавать единую регуляторику. Закон должен быть в какой-то степени рамочный, чтобы была возможность вносить изменения и давать понятийный аппарат для других законов", - заявил он в ходе пленарного заседания Конференции инновационных технологий электронной коммерции.

Как отметил заместитель руководителя администрации Президента Российской Федерации Максим Орешкин, появление маркетплейсов, их проникновение и влияние на экономику страны - одна из главных структурных реформ последних лет. Их дальнейшее развитие необходимо вести в режиме совместного диалога с отраслевыми ассоциациями и при отсутствии излишнего регулирования. "Маркетплейсам нужно давать расти, их не нужно зарегулировать. Такое движение мне кажется оптимальным на ближайшие годы", - подчеркнул Орешкин.

В законопроекте прописаны ключевые определения и термины, касающиеся платформенной экономики и работы цифровых платформ.

В отрасли высоко оценивают попытки правительства и профильных министерств найти точки соприкосновения с участниками рынка и учесть интересы всех заинтересованных сторон.

"Следует отметить, что уже проделан значительный объем подготовительной работы. В продолжение работы над законопроектом особое внимание стоит уделить сбалансированному регулированию, которое бы сохраняло бизнес-модель платформ как информационных посредников, создавало бы равные условия конкуренции, ограничивало злоупотребления всех участников на платформе, но при этом не создавало бы излишнюю регуляторную нагрузку, тормозящую развитие платформ", - пояснили в Ассоциации цифровых платформ.

"Цифровые платформы стали одним из важнейших игроков в экономике страны. Как одни из лидеров рынка, мы берем на себя большую ответственность за это, даем возможности развития бизнесу и потребителю. В этой среде даже небольшие бренды из удаленных регионов могут получить доступ к нашей многомиллионной аудитории и беспрепятственно выйти на международные рынки. За платформами будущее, поэтому так важна синергия всех участников и процессов", - говорит основатель Wildberries, глава РВБ Татьяна Ким.

В правительстве понимают сложность задачи и неоднородность индустрии цифровых платформ, что привело к тому, что разрабатываемый закон получился в определенной степени рамочным. Существенный плюс в том, что в законопроекте зафиксированы ключевые определения, которые до этого отсутствовали в законодательстве. В частности, прописаны такие понятия, как "цифровая платформа", "посредническая цифровая платформа", "заказ", "карточка товара" и другие.

Кроме того, законопроект вводит требования к размещению карточек товаров, проводя "водораздел" между ответственностью оператора и партнера. У платформ появится дополнительная обязанность в части модерации размещения карточек товаров (по проверке данных о партнерах через госреестры, не допускать карточку, если продавец не указал в ней информацию об исполнении требований по маркировке, сертификации, госрегистрации), дополнительной проверке наличия госрегистрации биологически активных добавок, пестицидов и агрохимикатов, лекарств и медизделий). Устанавливается прямой запрет продавцам размещать незаконные предложения товаров (через изменения в закон о торговле).

"Проект федерального закона - базовый закон, который вводит единую терминологию, принципы регулирования платформенной экономики, которые должны стать "сквозными" для отраслевого законодательства при необходимости регулирования особенностей деятельности тех или иных видов платформ. Законопроект устанавливает общие требования для всех цифровых платформ (например, требования недискриминационного доступа пользователей к платформам, возможности ознакомления с правилами пользования цифровой платформы, соблюдать законодательство в области размещения информации). Основное регулирование направлено на посреднические цифровые платформы, на которых осуществляются сделки с оплатой", - отметили в аппарате Григоренко.

Большое внимание уделено и регулированию платформенной занятости. "В частности, определен особый статус "партнера-исполнителя" как физлица, оказывающего услуги, выполняющего работы, в рамках гражданско-правовых отношений. Такой партнер-исполнитель может лично оказывать услуги в рамках гражданско-правовых отношений с платформой и или пользователем-заказчиком, если одновременно соблюдается ряд требований. В числе таких требований: направленность заказа на выполнение конкретной работы (оказание услуги), отсутствие у партнера-исполнителя графика работы, подчинение правилам трудового распорядка оператора или заказчика, начисление вознаграждения оператором платформы за счет пользователя-заказчика в рамках каждого заказа отдельно и другие. Кроме того, фиксируется возможность повышения социальных и пенсионных защищенности исполнителей без рисков переквалификации отношений в трудовые.

"В рамках обсуждений поступило в общей сложности около 200 предложений. По многим из них проводились многочасовые обсуждения. Было учтено более 50 предложений", - рассказали в аппарате Григоренко.