На фестивале "Сыктывкарская весна" представили оперу "Евгений Онегин"

Фестиваль "Сыктывкарская весна" в Театре оперы и балета Республики Коми в этом году - 35-й, юбилейный. Он совпал с реальным наступлением весны, ранней для столицы республики на Крайнем Севере.
Главной героиней оперы режиссер делает Татьяну, она постоянно на сцене, и кажется, что все увидено ее глазами.
Главной героиней оперы режиссер делает Татьяну, она постоянно на сцене, и кажется, что все увидено ее глазами. / Юрий Ефимец / Пресс-служба фестиваля "Сыктывкарская весна"

Двухнедельный марафон включает, конечно же, все лучшее, что может представить коллектив театра. У зрителей столицы республики особым интересом пользуются выступления приглашенных звезд из театров России, в том числе Мариинского и Большого. А для музыкантов принимающей стороны - это всегда вызов, потому что надо соответствовать уровню гостей. Чего стоят, к примеру, имена выдающихся солистов, впервые выступивших в Сыктывкаре: победитель последнего конкурса имени Чайковского Сергей Давыдченко (это особый вызов для оперного оркестра), с программой, которая испытывает на мастерство и опытные коллективы, - Первый концерт Чайковского и Рапсодия на тему Паганини Рахманинова. Невероятную планку в балете задал лучший на сегодня Солор - Кимин Ким, премьер Мариинского театра.

В афишу вошли две премьеры последнего сезона - полусценическое исполнение оперы Верди "Аида" и полнометражная постановка "Евгения Онегина", которая и стала центральным событием фестиваля. Эта опера Чайковского - знаковая для театра. В 1958 году тогда еще Музыкальный театр республики открылся "Евгением Онегиным", который не исчезал из репертуара, новая постановка режиссера Юрия Александрова - четвертая в биографии театра.

В прошедшем 2024 году "Евгения Онегина" ставили, кажется, повсюду, в связи с юбилеем Александра Сергеевича Пушкина. Некоторые молодые режиссеры, заявляя себя и используя возможность выделиться за счет гения, меняли даже сюжет. Однако этот шедевр Пушкина и Чайковского знаком каждому, многозначен и относится к тем произведениям, интерпретация которых чем ближе к тексту, тем лучше.

Юрий Александров - всегда чутко следует партитуре композитора. К этой опере обращался неоднократно, ставил ее в театрах разных стран. Постановка в Сыктывкаре напоминает постановку его родного театра "Санкт-Петербург опера". Но это не повтор - иное сценическое оформление, и Александров всегда ставит свои опусы на конкретных актеров.

Художник-постановщик спектакля Вячеслав Окунев перенес действие в конец XIX века, к чеховским героям. Пространство сцены открыто, в центре - ротонда, которая представляется некой ареной, где главные персонажи конкретной сцены оказываются в фокусе. На заднике меняются видео-пейзажи - времена года и времена суток (в своем ритме, иногда чаще, чем длится сцена, так, сцена письма Татьяны началась на одном пейзаже, а закончилась совсем другим).

Главным героем оперы режиссер делает Татьяну, она постоянно на сцене, кажется, все представляется ее глазами - периодически актеры на сцене замирают, и Татьяна ходит между ними, словно они существуют в ее сознании, как персонажи прочитанных ею книг, или в воспоминаниях: так начинается опера, так случается в сцене бала, в сцене дуэли. Татьяна как-то по-особому опекает Ленского, видя в нем родственную душу и переживая, предчувствуя его гибель, предостерегает его во время ссоры, а в сцене дуэли пытается поймать красный лазерный луч - направление и прицел выстрела Онегина.

Событием фестиваля стала премьера "Евгения Онегина" в постановке Юрия Александрова

Все семейство кажется несколько экстравагантным, что понятно: четыре одиноких женщины разного возраста. Сестры Ларины разыгрывают сцену из водевиля, поэтому Татьяна одета в костюм с матросским воротником, а Ольга, с нарисованными усами, - в гусарский костюм. Ларина - очень энергична и могла бы составить конкуренцию своим дочерям (замечательное крепкое и яркое сопрано Галина Петрова), няню режиссер тоже делает энергичной и несколько назойливой (Тамара Савченко).

Все главные партии отданы молодым исполнителям, в этом - особое обаяние, и вызывает симпатию. Татьяна Валерии Зеленской - больше восторженная и возбужденная, чем поэтично меланхоличная. По темпераменту близка к Ольге, голос легкий, скорее моцартовский. Онегин (Кирилл Комаров) - молодой лирический баритон с красиво окрашенным сильным голосом (с недавнего времени солист солист екатеринбургской Урал Оперы), Ленский (Николай Калашников) - полностью соответствует образу оперного поэта, Ольга - красивая статная актриса с выразительным мягким меццо (Яна Пикулева).

Оркестр, несмотря на небольшой состав (42 музыканта, больше не позволяет вместить небольшая оркестровая яма), звучал вдохновенно (дирижер - Максим Качалов). Хотя хотелось бы большей чистоты и ансамблевой стройности струнной группы, именно она несет на себе лирическую нагрузку музыки Чайковского. Хор небольшой по составу как раз собран в ансамбль (главный хормейстер Ольга Рочева). Из-за камерности каждый из хористов чувствует себя солистом, и даже выделяются отдельные голоса - так обратил на себя внимание замечательный молодой лирический тенор в хоре первого действия Владимир Артеев.

Спектакль - определенно событие и исполнен достойно своим составом солистов театра (за исключением Гремина, в роли которого вышел солист Мариинского театра народный артист России Владимир Ванеев), что говорит о возможностях труппы.

Театр в республике, судя по количеству зрителей в зале, - любим и популярен. И фестиваль стал не только праздником и демонстрацией лучшего, что есть в театре, но и серьезной заявкой на будущее.

Кстати

Параллельно с Международным фестивалем оперного и балетного искусства театр репетирует раритет (в традициях музыкального театра, которым был нынешний оперный), способный привлечь в столицу Коми театралов из столиц - военно-исторический музыкальный спектакль на основе оперетты Бориса Мокроусова "Роза ветров" о славной истории побед русского флота под руководством адмирала Федора Ушакова (автор нового либретто и режиссер - Михаил Панджавидзе). А также активно идут совещания по реконструкции, точнее, строительству нового здания, что не просто актуально, но жизненно необходимо для существования театра.