На этой неделе во многих регионах России стартует круизная навигация, которая продлится до ноября. В предстоящем сезоне круизы будут стартовать из 40 городов страны, на маршруты выйдут более 105 теплоходов, рассказала заместитель гендиректора компании "Мостурфлот" Светлана Гончарова. На такой отдых растет спрос, в этом году бронирования речных круизов выросли на 15 - 25% по сравнению с предыдущим годом, говорят в Российском союзе туриндустрии (РСТ). В путешествия по рекам теперь отправляется все больше молодых туристов, в том числе семей с детьми.
Но в этом году ситуация немного осложняется из-за маловодья на Волге после бесснежной зимы, это может вызвать проблемы с прохождением по рекам круизных теплоходов, особенно четырехпалубных, говорят в РСТ.
"Пока прогноз по глубинам на Волге дан до 1 июля, и он повлек за собой корректировку лишь отдельных маршрутов. Туроператоры не считают эти ограничения критичными и не фиксируют аннуляций путевок", - отмечают в союзе.
Критической ситуацию назвать нельзя, на Волге достаточно водохранилищ, чтобы регулировать уровень воды, говорит член комитета РСТ по круизам, гендиректор круизного центра "Инфофлот" Андрей Михайловский. Сейчас самый сложный участок находится между Балахной и Городцом - Городецкий шлюз (Нижегородская область). Именно на нем практически всегда ограничивается движение круизного речного флота в маловодные годы. Из-за сложившейся ситуации компании сейчас чаще всего корректируют стоянки до и после прохождения Городецкого шлюза, чтобы успеть пройти в нужную дату.
"Ограничения затрагивают у одних круизных компаний шесть, у других пять или десять круизов, но это единицы по сравнению с 3,5 тысячи маршрутов на эту навигацию", - сказал Михайловский. По его словам, компании уже начали менять программы круизов и дополнять ее услугами, экскурсиями, трансферами, чтобы турист все-таки мог получить впечатления. "Пока мы видим единичные изменения единичных рейсов. Никаких массовых аннуляций или паники среди туристов нет", - пояснил он.
Как отмечает Гончарова, аналогичное обмеление на Волге было в 2014 году.
Река тогда практически разделилась пополам, рассказывает она.
"Пройти по тем маршрутам, которые были проложены, в какой-то период оказалось просто невозможно - пропускная способность Нижегородского гидроузла упала до нуля. И это была большая проблема - отмены круизов, возвраты денег, пересадки. Надо было срочно перевести все теплоходы на другие направления, но это легко сделать с пятидневным круизом, когда мы не доходим, например, из Москвы до Нижнего Новгорода и идем обратно. Однако у нас тогда было много круизов до Казани, Астрахани, Волгограда, когда надо было пересечь Нижний Новгород. Это были продолжительные круизы, а переориентировать 20-дневные, например, астраханские круизы очень непросто", - говорит Гончарова.
Расписание круизов составляется обычно за 1,5 - 2 года, а за год до старта круизов начинается их продажа. Поэтому любое изменение, влияющее на расписание, для круизных компаний очень чувствительно, отмечает эксперт.
"Заявление об изменении попусков воды на Нижегородском гидроузле хотя и нельзя назвать критическим для отрасли, вынуждает, в частности, нашу компанию изменить расписание нескольких рейсов в мае-июне. К счастью, изменения, можно сказать, носят "косметический" характер: они не коснутся дней, времени отправления и прибытия в конечный пункт. Придется изменить заходы и уходы теплоходов в тех портах, которые уже есть в рамках круиза", - отмечает она.
"Российская газета" направила запрос в Росморречфлот, там перенаправили в Росводресурсы. В Росводресурсах рассказали, что сейчас продолжается наполнение водохранилищ водой на Верхней Волге. "По состоянию на 17 апреля Угличское водохранилище наполнено на 92%, Рыбинское - на 74%, Горьковское - на 80%. В целом, по прогнозам Росгидромета, по всему каскаду ожидается приток воды ниже среднемноголетних значений. Тем не менее оперативное регулирование работы водохранилищ позволит накопить достаточный запас воды, необходимый для обеспечения основных потребностей населения и отраслей экономики на оставшийся период года", - сообщили в ведомстве, подчеркнув, что в сложившихся условиях особенно важно обеспечить контроль за готовностью питьевых и хозяйственно-бытовых водозаборов.
Как отметили в Росводресурсах, на заседании Межведомственной рабочей группы 22 апреля утвержден график спецпопуска через Волгоградский гидроузел для обеспечения потребностей рыбохозяйственного комплекса, а также отраслей экономики и населения нижневолжских регионов в сложившейся гидрологической обстановке.
В целом круизный отдых становится популярнее, и цены на него выросли на 10 -15% по сравнению с прошлым годом, рассказывает руководитель отдела индивидуальных туров компании Fun&Sun Маргарита Мещерякова.
"Отдых дорожает, как и все вокруг, топливо в том числе. На майские праздники цены, конечно, растут, но после них можно приобрести короткие маршруты выходного дня по цене от 38 тысяч рублей на человека. Летом цены повыше. На маршрутах из Москвы до Санкт-Петербурга это уже порядка 100 тыс. рублей на человека. Но речь идет о круизе на теплоходе класса премиум с авторским меню и богатой экскурсионной программой", - сказала она.
При этом сейчас еще идет период раннего бронирования круизов, далее цены будут повышаться на пиковые даты и на отдельные категории кают, говорит Гончарова.
"Цены сильно зависят от класса теплохода, категории каюты. Например, в премиум-классе каюты могут стоить 12, 13, 14 тыс. рублей в день на человека. Если это люкс, то цена может быть от 20 тысяч рублей в день на человека", - говорит она.
Другая тенденция - дробление 11-14-дневного круиза на отдельные части. Например, можно быстро на поезде доехать до Нижнего Новгорода, Казани, Санкт-Петербурга и обратно. "Соответственно, можно отправиться из Москвы в Нижний Новгород с теми, кто едет в полный круиз, а потом сойти. А в Нижнем, наоборот, кто-то сядет и отправится в круиз в Москву. Самый большой запрос у туристов и по времени, и по деньгам - круиз на 5-7 дней", - говорит Гончарова.
Также у россиян восстанавливается интерес к зарубежным круизам, так как круизные компании помогают компенсировать отсутствие большинства привычных массовых выездных направлений. По зарубежным круизам мы вплотную подошли к допандемийному уровню и довольно скоро его превзойдем, говорит Михайловский.
В компании "Созвездие" подтверждают рост спроса не только на внутренние круизы, но и на зарубежные.
"Говорю, прежде всего, про Азию - Японию, Корею, Южную Корею, Китай, Индонезию. В первом круизе у нас была одна группа в 40 человек, во втором - уже 90 человек. Сейчас еще набираем две группы. Туристы соскучились и по Европе - есть спрос на Восточное и Западное Средиземноморье. Возможно, у нас такие хорошие результаты, потому что на фоне визовых сложностей, долгих и сложных перелетов и вообще перерыва в массовых поездках россиян за рубеж мы предложили пакетные туры под ключ. Человек не задумывается о том, где ему поесть, как ему доехать из пункта А в пункт Б или до порта, он просто отдыхает", - пояснила бренд-менеджер компании Мария Жигачева.