Как выяснилось, в течение учебного года у 40 процентов первоклассников от понедельника к пятнице после уроков увеличивается концентрация кортизола - так называемого гормона стресса. Все из-за них - учебных нагрузок. Такие данные получили эксперты подведомственного минпросвещения Института развития ребенка. Цель их исследования - посмотреть, как первоклашки адаптируются к учебным нагрузкам. И вот ответ: мягко говоря, адаптируются с трудом.
"Взрослым очень важно понимать, что происходит с ребенком, когда он приходит впервые в школу, и чем ему можно помочь", - прокомментировал "Российской газете" заведующий лабораторией физиологии развития и физической культуры Института развития детства, доктор биологических наук Игорь Криволапчук.
Ученые установили: адаптация к учебным нагрузкам у большой части первоклассников протекает очень напряженно, развивается утомление. В самом начале учебы в школе - сентябрь-октябрь - у десятой части учеников первого класса отмечается низкая мотивация - ничего не хочется учить.
Четверть первоклассников сложно адаптируются, 24 процента детей "уходят в себя" - почти не общаются с одноклассниками. У пятой части высокая тревожность, а треть очень боятся отвечать учителю.
Выводы нерадостные, но вполне обоснованные: возраст поступления в школу (6,5-7 лет) в физиологии и психологии развития считается критическим. Именно в это время происходит перестройка организма на фоне резкой смены условий (дом/детсад - школа) и начала активного учебного процесса.
Чтобы взрослые - и родители, и учителя - могли лучше понимать, что происходит с малышом, им важно знать, как проходит адаптация. А процесс этот небыстрый - три этапа по несколько недель!
Первый - ориентировочный: ребенок и психологически, и физиологически реагирует на новые условия, связи и требования. Может "кукситься", отказываться от еды или даже приболеть. Длится такой этап две-три недели.
Потом малыш начинает понемногу "нащупывать почву" в общении с одноклассниками и учителями. Это может длиться еще четыре-шесть недель.
На третьем этапе ребенок уже находит более комфортные для себя условия и формы общения со сверстниками и учителем и готов к учебным нагрузкам и школьным правилам. Этот этап наступает спустя шесть-восемь недель с начала занятий.
Сигнал взрослым: в течение первых полутора-двух месяцев не требуйте от первоклассника всего и сразу. Малыш "на стрессе", ему нужно время, чтобы понять, что происходит.
Интересный момент: оказывается, самый продуктивный день для учебы - среда. Скорость и продуктивность работоспособности детей растет от понедельника к среде, а далее к пятнице отмечается спад. В целом, все как у взрослых, но детский организм все же менее вынослив.
Тема учебной нагрузки сегодня обсуждается на самом высоком уровне. Только в начальной школе на занятия уходит 47 часов в неделю - уроки, кружки, секции, домашние задания. Как сообщил глава Минпросвещения Сергей Кравцов, с 1 сентября 2025 года вводится единое планирование по предметам, установлены нормы контрольных и проверочных работ - не более 10 процентов от общего количества уроков по программе. Особо прописаны и нормы для выполнения домашних заданий для учеников "началки".
Так, суммарный объем "домашки" по всем предметам не должен превышать: 1 час - для первоклассников, 1,5 часа - для учеников 2-го и 3-го классов, у четвероклассников должно уходить на домашнее задание не более двух часов.
Домашнее задание на следующий урок учитель задает на текущем занятии, а если используется электронный журнал, то задание дублируется туда не позднее времени окончания учебного дня. Внимание - учебного, а не рабочего. Как правило, учебные занятия в рамках обязательной программы заканчиваются не позднее 16 часов. Но родители знают: бывает, что "привет" от учителя в виде пары упражнений или задач может прилететь в электронный журнал часов в шесть или семь вечера. В идеале такого быть не должно.
Идеальные один-два часа на "домашку" в начальной школе, прописанные в документе Минпросвещения, - это, конечно, из разряда фантазий. Об этом вам скажет каждая мама, которая после работы, да еще вместе с папой решает за компанию с ребенком задачки и вставляет пропущенные буквы в слова.
А может, вовсе ну ее, эту "домашку"? Предложения отменить домашние задания, хотя бы для начальной школы, звучали не раз. Что думают эксперты?
- Интересно, что в концепции четырехлетней начальной школы, на основе которой в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века была создана современная "началка" с 1-го по 4-й класс, была прописана идея о том, что домашние задания для младших школьников нецелесообразны. Объясняли это тем, что учебного времени, отведенного на уроки, достаточно, чтобы дети успешно освоили программу, - рассказывает заведующая центром начального общего образования Института содержания и методов обучения Наталья Виноградова.
Суть домашней работы в том, что она должна быть самостоятельной. Но тех, кто сажает ребенка, особенно первоклассника, за уроки и выходит из комнаты, - единицы.
- Цель домашней работы - развитие самостоятельной деятельности: постановка себе учебной задачи, определение хода ее решения, самоконтроль процесса и результата своего учебного труда, - поясняет эксперт. - Беда в том, что учитель редко ставит эту задачу! Главный принцип: запомни, как делаю я, и заучи! Лишнюю ложку дегтя вносят и родители, беря на себя функции помощников. Они просто подсказывают ему, как делать!
Вот так одним махом Наталья Виноградова отправила в нокаут нас всех - родителей, стремящихся помочь своим школьникам. Или нет?
По мнению Натальи Виноградовой, роль родителей, если уж они хотят участвовать в выполнении домашнего задания, должна быть принципиально другая: роль не "всезнайки", а "незнайки": "Расскажи, какая у нас задача? Как ты будешь ее решать? Я не знаю правил, где их найти? Помоги мне найти это слово в словаре".
- Если задание творческое - дайте ребенку полную свободу и самостоятельность. От родителей - только совет. Возможно, конечно, мастерить что-то и вместе, но доля родителя должна быть минимальна, - напоминает Виноградова. - Если же задание касается учебного предмета, то помощь только в планировании действий. Родительский контроль уступает место самоконтролю ребенка. "Проверь, как ты сделал, все ли правильно, у тебя есть две ошибки, найди их, исправь сам".
Владимир Соколов, доцент Московского государственного психолого-педагогического университета:
- Действительно, в настоящее время часто звучит вопрос: "Можно ли отменить домашние задания?" Ответ простой - можно. Но все дело в том, какое качество образования мы хотим получить в итоге. На уроке происходят изучение нового материала и первичное закрепление. Как правило, ученик, если участвует в учебном процессе, уходит с урока с чувством, что понял объяснение. Однако если школьник, придя домой, не выполнит домашнее задание, которое должно обеспечить самостоятельное осмысление нового материала, закрепление освоенного на уроке нового умения, то к следующему занятию его просто нужно будет учить заново. Смысл качественного выполнения домашней работы в том, чтобы повторить и закрепить изученное. К сожалению, многие дети списывают домашнюю работу с многочисленных сайтов готовых домашних заданий. Это беда, так как учитель при идеально выполненном задании не получает сигналов о возникших у ученика трудностях, не имеет возможности помочь, дать дополнительные пояснения. Все это приводит к накоплению пробелов и дефицитов в умениях школьника.
Особый смысл домашнее задание имеет для старшеклассника. Для успешной сдачи экзаменов просто необходимо постоянно работать самостоятельно, учиться находить решения в новых ситуациях, поддерживать сформированные навыки.
Нужно ли родителям помогать ребенку с домашней работой? В первую очередь можно посоветовать родителям заниматься воспитанием ребенка: уделить внимание доступному объяснению смысла учебного труда, его результатов, последствий успехов и неуспехов в изучении школьных предметов. Постараться привить ребенку представление об образовании как особой ценности. Быть рядом в случае возникновения трудностей, но стараться научить детей решать их самостоятельно.