Как прошло открытие XХIV Московского Пасхального фестиваля в Большом театре

Знаменитый фестиваль-путешественник, придуманный и возглавляемый Валерием Гергиевым, впервые за свою почти четвертьвековую историю взял старт в Большом театре. На Исторической сцене в один день было дано сразу два представления. Праздничный вечер начался симфоническим концертом Объединенного оркестра Мариинского и Большого театров, а завершился спектаклем - показали мариинскую постановку оперы Прокофьева "Обручение в монастыре".
У музыкантов Объединенного оркестра двух театров вместе с Валерием Гергиевым впереди еще выступления почти в двух десятках городов России.
У музыкантов Объединенного оркестра двух театров вместе с Валерием Гергиевым впереди еще выступления почти в двух десятках городов России. / Дамир Юсупов

Программа концерта до самого последнего момента держалась в тайне. И публика, ожидая немного задерживающегося начала, с азартом строила предположения. В итоге не столько произведения, сколько их сочетание и исполнение оказалось сюрпризом. Но прежде чем зазвучала музыка, на сцену вышел митрополит Каширский Феогност, он огласил обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, под патронатом которого проходит фестиваль.

Следом к оркестру вышел Валерий Гергиев. Первым номером программы оказался фрагмент из музыки Родиона Щедрина к балету "Конек-Горбунок", что пронизана любовью к жизни и неуемной энергией. Потом совершенно неожиданно за пультом появился известный немецкий дирижер Юстус Франц, основатель Филармонии Наций, сейчас он много работает именно в Мариинском театре. Под его руководством была исполнена увертюра к мистической опере Моцарта "Волшебная флейта". Затем произошла еще одна дирижерская смена - под управлением Джеми Джана Делиормана, который также сотрудничает с мариинским коллективом и является главным дирижером Президентского симфонического оркестра родной Турции, прозвучала увертюра к сказочной опере Глинки "Руслан и Людмила". Таким образом начало концерта оказалось ярким, динамичным и эклектичным, но демонстрирующим открытость фестиваля и его готовность вернуться к международному сотрудничеству, какое уже было в его истории. К тому же нельзя не заметить, что впервые в рамках основной Симфонической программы фестиваля (есть еще Звонильная и Хоровая) Валерий Гергиев разделил дирижерский подиум с другими музыкантами.

Основным, смыслообразующим произведением концерта стала Пятая симфония Сергея Прокофьева, написанная композитором в годы Второй мировой войны, она считается героико-патриотическим сочинением. Это безусловно так, да к тому же фестиваль в нынешнем году посвящен двум датам - 80-летию героической Победы в Великой Отечественной войне и 185-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Но в интерпретации Валерия Гергиева чувствуется и вся личная драма художника, и величие человеческого духа, к которому он обращался.

Смыслообразующим произведением концерта стала Пятая симфония Сергея Прокофьева, написанная в годы войны

Концерт же, будто по закону рондо, завершился, как и начался, опусом Щедрина - "Озорные частушки", дарящие радость и веселье, как и принято в праздник. Но уже менее чем через два часа музыка Прокофьева вернулась в Большой театр. Но уже задорная и комическая. "Обручение в монастыре" - самая жизнерадостная опера композитора. Он написал ее на стихотворные тексты своей второй жены Миры Мендельсон-Прокофьевой по знаменитой комедии Шеридана "Дуэнья" в 1940 году. Постановка Владислава Пази, сделанная им в тандеме с художником Аллой Коженковой в карнавально-комедийном стиле в виде оживших полотен знаменитого фламандского живописца Франса Снейдерса с морской снедью, держится в репертуаре Мариинки уже почти три десятка лет и сегодня смотрится, конечно, заметно постаревшей. Но Валерий Гергиев, как ранее в мариинский спектакль по другой прокофьевской опере, "Любовь к трем апельсинам" при показе в Москве ввел много новых солистов - артистов Молодежной оперной программы Большого театра, подарив им тем самым бесценный сценический опыт. Но отрепетированности и искрометности все же не хватило, чтобы легко и с блеском поведать о пикантных любовных похождениях.

Спектакль закончился уже за полночь, и музыканты Объединенного оркестра двух театров вместе с Валерием Гергиевым поспешили на вокзал, где по традиции последних лет их ждал фирменный фестивальный поезд. Впереди еще выступления почти в двух десятках городов России, а в Москве, в оправдание своего названия, фестиваль появится еще дважды. 2 мая в зале "Зарядье" прозвучит Восьмая симфония Брукнера, а главные концерты закрытия пройдут в столице 9 мая - днем общедоступный концерт на Поклонной горе, который ежегодно собирает тысячи слушателей, а вечером - в Большом зале консерватории состоится финальный гала-концерт пасхального форума.