Как повысить производительность труда в регионах

Когда мы говорим об экономике страны, важно понимать: это не абстрактные цифры, а сумма результатов работы тысяч предприятий по всей России. Особенно это касается регионов, где каждое производство - локомотив местной экономики. Чем эффективнее работают эти предприятия, тем устойчивее становится вся система. Что нужно сделать, чтобы производительность труда росла в российских регионах?

Согласно данным Минэкономразвития, в России в 2024 году насчитывалось 6,59 миллиона предприятий малого и среднего бизнеса, из них более 5,5 миллиона приходилось на российские регионы. Региональные предприятия - основа местных экономик. Они создают рабочие места, формируют налогооблагаемую базу, развивают инфраструктуру. Один промышленный кластер может обеспечить устойчивость целого муниципалитета. А когда таких предприятий много - развивается вся страна.

Отставание России по производительности труда наблюдается уже последние 100 лет - и оно перешло в разряд хронических. По международным данным, сегодня мы уступаем Германии в 2,5 раза, Южной Корее - в 1,5, а Ирландии - почти в пять. И причина этого не в климате или менталитете. Причина - в низком уровне управленческих практик и организационной культуры.

На многих предприятиях до сих пор не только отсутствуют оргструктура предприятия и должностные инструкции, но не прописаны даже основные процессы и стандарты. Не говоря уже про систему планирования, нормирование труда и другие элементы научной организации труда. По данным Комитета по эффективному производству и производительности труда, в среднем от 25 до 60 процентов рабочего времени теряется из-за организационных сбоев: ожидания материалов, отсутствия стандарта, неясности задач и других причин.

Организация каждого рабочего места и построение эффективной системы управления гарантированно ведет к росту производительности труда, что позволяет предприятию создавать больше добавленной стоимости на одного сотрудника без увеличения затрат, снизить брак, соблюдать сроки поставки и выполнения работ. Это напрямую снижает себестоимость продукции и высвобождает ресурсы для повышения зарплаты.

Большинство российских предприятий может увеличить производительность труда в 1,5 - 2 раза - без масштабных инвестиций

При таком росте зарплат сотрудники видят прямую связь между результатом и доходом. Повышение мотивации ведет к еще большей эффективности, запуская устойчивый цикл роста.

В условиях кадрового голода и ситуации, при которой квалифицированные кадры стремятся переехать в столицу, повышение производительности труда на региональных предприятиях становится критически важным, поскольку только благодаря повышению эффективности удается удержать квалифицированных специалистов за счет конкурентной оплаты труда.

Большинство российских предприятий могут в течение одного-двух лет увеличить производительность труда в 1,5-2 раза - без масштабных инвестиций. Начинать нужно с научной организации труда, совершенствования системы управления: решения задач организации, мотивации, коммуникации и планирования. Далее необходимо стандартизировать операции. Чтобы такой процесс запустился, государству необходимо создать спрос на повышение эффективности.

Особую роль в этом процессе могут сыграть региональные центры компетенций, созданные в рамках нацпроекта по производительности труда. Сейчас в России их действует порядка 60. Они оказывают материальную и образовательную поддержку: с одной стороны, речь идет о выездных аудитах РЦК, которые выявляют слабые места в бизнес-процессах, с другой - РЦК могут служить проводниками разных льгот и программ по аналогии с системой грантов для предприятий, которые заинтересованы в повышении эффективности. Но достичь пользы можно только в том случае, если руководители лично вовлечены в процесс повышения производительности труда.

Необходимо сделать так, чтобы предприятия, которые смогли нарастить эффективность, получили налоговые льготы

РЦК важны, но у них есть ограничения. Во-первых, для того чтобы поучаствовать в программе их поддержки, годовая выручка компании должна превышать 400 миллионов рублей, что отрезает от помощи большинство предприятий МСП. Во-вторых, далеко не все РЦК практикуют глубокое и адаптивное обучение под потребности бизнеса, квалификация их специалистов сильно отличается от региона к региону, а меры поддержки часто ограничены по времени, в итоге полученные результаты пропадают в бумажной волоките.

При этом нельзя забывать и про меры ответственности руководителей РЦК. Должен быть предусмотрен механизм, который определяет, насколько деятельность РЦК была действенной. Распределение ответственности - обоюдный процесс. Руководители компаний также должны отчитываться о проделанной работе и новых показателях, а за нарушения договора - нести ответственность.

Необходимо стимулировать предприятия участвовать в программах повышения производительности труда и сделать так, чтобы те из них, которые смогли нарастить эффективность, получили налоговые льготы и право на приоритетное участие в тендерах. В результате произойдет увеличение поступлений в бюджет всех уровней, но прежде всего - рост платежей по НДС.

Кооперация бизнеса и государства в вопросе производительности труда - сложный процесс, который требует тщательно разработанной нормативно-правовой базы и заинтересованности представителей государства и бизнеса. Именно такой - совместной - работы власти на всех уровнях и бизнеса сегодня ждут от нас и регионы, и вся страна.