Александр, в Прикамье ты более известен как депутат Законодательного собрания. У тебя даже был военный позывной Депутат. Почему после возвращения из зоны СВО выбрал сферу образования, а не политику?
Александр Григоренко: Я из семьи педагогов: мама, родственники - все учителя, сам окончил педвуз. Мне всегда нравилось работать с детьми и молодежью. Чем бы я ни занимался, всегда знал: рано или поздно вернусь в профессию. Специальная военная операция и ранение лишь ускорили возвращение.
Как выстраивалось общение с учениками и коллегами, ведь в школе предстояло решать совершенно другие задачи, чем на СВО?
Александр Григоренко: На самом деле опыт командования штурмовым взводом очень помог. Как и солдаты, учителя привыкли работать в режиме аврала и необходимости срочного выполнения множества дел. При этом педагоги понимают необходимость иерархии, подчинения - это пусть не военная, но все-таки субординация, которая, однако, не отменяет индивидуального подхода к каждому сотруднику. Как на фронте, прежде чем поставить человеку задачу, его необходимо смотивировать на ее выполнение. Но в школе все же проще: педагоги более предсказуемы, чем подчиненные за ленточкой.
Что касается учащихся, у меня с ними нет проблем, хотя контингент сложный: есть и дети из семей, находящихся в социально опасной среде, и дети участников спецоперации. С родителями постоянно поддерживаю контакт. Мы общаемся в общешкольном чате - я всегда открыт для встреч.
Как коллеги и школьники относятся к директору - участнику СВО?
Александр Григоренко: Знаю, еще до моего прихода ходили слухи: дескать, заставлю всех ходить строем. Этого, конечно, не произошло. А с детьми у меня сложились прекрасные отношения, причем независимо от участия в СВО. Про учителей не выяснял, но, думаю, они тоже неплохого мнения обо мне.
Что ожидал встретить и что оказалось неожиданным на новом месте?
Александр Григоренко: Неприятных сюрпризов не было, я обычно заранее собираю информацию и готовлюсь к неожиданностям. Единственное, когда пришел, обнаружил нехватку педагогов, причем больше, чем предполагал. Пришлось аврально решать проблему к первому сентября - это было первое испытание на посту директора.
Что хочется внедрить в образовательный процесс как педагогу и руководителю, а от чего отказаться, учитывая опыт СВО?
Александр Григоренко: Я бы не делал привязки к СВО, все-таки речь о школе. Из планов - создать юнармейский класс с техническим уклоном: дроны, робототехника и так далее. Работа в этом направлении идет. Еще хотел бы организовать химико-технологический класс, но пока не хватает кадровых ресурсов. Учителя физики и химии сейчас в большом дефиците. Кроме того, по итогам нынешнего года собираюсь пересмотреть план воспитательной работы. 2025-й стал годом экспериментов - пора выбрать самые удачные и все систематизировать, но пока рано говорить о деталях.
Как участие в боях повлияло на твое восприятие мира, отношение к людям, в частности к школьникам?
Александр Григоренко: В целом мое отношение к окружающим, тем более к детям, никак не изменилось. Я люблю свою Родину и людей, ее населяющих, и готов сражаться за них на любом поле битвы, будь то окоп или школьная парта.
О чем мечтаешь?
Александр Григоренко: Чтобы ученики моей школы успешно завершили обучение, выбрали интересную профессию и при этом любили Родину, свой край и семью. Не на словах, а на деле, ведь патриотизм - это деятельная любовь. Для меня важно понимание детьми диалектики прав и обязанностей. Реализация прав невозможна без выполнения обязанностей перед семьей, школой, страной. Чтобы что-то получить, нужно сначала это заслужить.
Александр, есть ли желание вернуться в Луганск или Донецк после окончания СВО?
Александр Григоренко: В принципе, могу оказаться на Луганщине и раньше с гуманитарной миссией - Пермский край взял шефство над Северодонецком. Но, возможно, приеду, так сказать, с культурными целями. Литературный фестиваль "Звезды над Донбассом" - вот где я хотел бы побывать. Но менять место жительства не планирую. Урал с его зимой, лесами и горами - идеальный для меня край. Хотя очень нравится и Крым, но лишь для отдыха. Кроме того, есть задумка лет через семь посетить курорты Мариуполя и Бердянска.
Поддерживаешь связь с сослуживцами?
Александр Григоренко: Конечно. Кто-то до сих пор воюет, кто-то лечится после ранения, кто-то вернулся к мирной жизни. В сфере образования никто из боевых товарищей не трудится. Но я знаю многих ветеранов, которые устраиваются в школы. В Москве для них даже открыт центр переподготовки. Надеюсь, и в Перми в будущем таких ребят будет больше. Школе нужны учителя-мужчины.
В 2014 году Александр Григоренко воевал в составе батальона "Заря" луганского ополчения. С осени 2015-го это подразделение стало 2-м батальоном 2-й бригады Народной милиции ЛНР. В 2022-2023 гг. Александр служил в мотострелковом полку 90-й танковой дивизии, сначала в обычной роте, потом в отряде "Шторм".
Григоренко награжден двумя медалями ЛНР "За отвагу" 1-й степени, двумя медалями Российской Федерации "За отвагу", а также медалью "За боевые отличия" Минобороны РФ. Имеет Георгиевский крест 4-й степени.