В этномастерской Махачкалы возрождают национальные народные промыслы

В исторической части Махачкалы, буквально в ста метрах от берега Каспийского моря, заработала этническая мастерская, которую основали ткачиха Зарият Гаджиибрагимова и керамистка Асият Мирзаева. Место стало центром притяжения как местных ценителей народных промыслов, так и многочисленных туристов, любящих побродить по улочкам старого города. Заглянул сюда и корреспондент "РГ".
Мастер-класс, во время которого ткут браслеты, проводят на специальных маленьких станках
Мастер-класс, во время которого ткут браслеты, проводят на специальных маленьких станках / Тимур Алиев

Познакомились женщины в 2022 году, когда в рамках проекта министерства по туризму и народным художественным промыслам республики вместе проводили мастер-классы в детсадах и школах, рассказывая ребятам о своем ремесле.

- Асият начала меня агитировать создать мастерскую. Я долго сомневалась, потому что думала, ковроделие никому не интересно, люди не будут приходить на мастер-классы. Переживала, что надо будет оправдать аренду, да и заработать. А когда мы увидели помещение, оно нам очень понравилось. Мы все оформили внутри, расставили изделия. Основная их часть - наши авторские работы, у других мастеров тоже берем предметы на продажу, чтобы оправдать аренду. Еще у нас есть зона для фотосессии в национальных костюмах. Те, кто приходит к нам на мастер-классы, получают ее в виде бонуса, - говорит Зарият Гаджиибрагимова.

Здесь проходят мастер-классы по керамике, ковроткачеству, росписи ткани, магнитиков, шоперов. Они могут быть как индивидуальные, так и групповые

Она проводит мастер-классы по ковроткачеству, росписи ткани, магнитиков, шоперов, а Асият - по керамике. Они могут быть как индивидуальные, так и групповые. Стоимость - от 500 до 700 рублей с человека.

- Когда дети видят, как в руках мастера рождается изделие, они уходят с особенными эмоциями. Это для нас очень важно. Я очень переживала, как увлечь людей ковроткачеством, ведь наши посетители часто говорили, что это долгая и тяжелая работа, на которую им было трудно настроиться. Тогда я придумала ткать браслеты, которые очень красиво смотрятся на руке, то есть они одновременно знакомятся с техникой изготовления ковра, упражняются в цветовосприятии и тренируют мелкую моторику, внимание, память. Дети ткут браслеты на специальных маленьких станках. На изготовление одного уходит около 40 минут, - рассказывает ремесленница.

В мастерской также можно купить готовые браслеты, они стоят 300-400 рублей. Заплатившие за мастер-класс и самостоятельно соткавшие изделие забирают его бесплатно.

- Как-то у меня на мастер-классе была группа детей, где одной девочке очень понравилось делать браслет. Через несколько дней пришла ее мама, говорит у дочки - день рождения, она попросила родителей купить ей маленький ткацкий станок, чтобы создавать авторские браслеты. Такие самородки, которые увлеклись нашим делом, очень ценны и важны для нас, - продолжает Зарият.

Тем временем Асият Мирзаева показывает печь для обжига глиняных изделий. Она учит ребят лепить из глины тарелки, игрушки, фигурки зверей. Труднее всего изготовить кувшин.

- Часто наши посетители хотят сразу слепить кувшин и выбирают в качестве образца самый красивый, который я делала очень долго. Приходится объяснять, что нужно "понять" глину, сделать не одно изделие, чтобы в итоге получилось красиво. Когда гости начинают работать с глиной и у них получается даже не очень ровная тарелочка или кружка, они радуются, видя результат. Изделия оставляют у меня, я их немного подправляю, шлифую, обжигаю, и через месяц они могут забрать свою работу, - говорит Асият.

Мастерская стала местом притяжения увлеченных искусством людей. Как говорят мастерицы, сюда приходят семьями, отмечают дни рождения, вместе что-то лепят, устраивают фотосессии. В летний сезон много туристов, которые узнают об этом месте через сарафанное радио.

- Сейчас гиды тоже водят к нам туристов, те, в свою очередь, рассказывают своим знакомым о нас. Недавно был один экскурсовод и сказал, что у нас сокровищница, а не мастерская. Мол, гиды порой не знают, куда пойти с группой и что показать, а тут все в одном месте - удобно, интересно и уютно. В восторге был гость из Аргентины, который оставил благодарственный комментарий в книге отзывов. Нам такие мнения очень приятны, - говорит Зарият.

В мастерской можно также провести фотосессию в национальных костюмах. Фото: Тимур Алиев

Аренда понемногу тоже начала окупаться, стали поступать заказы на разные авторские изделия.

- Очень важно, что помещение располагается именно в этой части города. Мы благодарны владельцу, который предоставил нам его в аренду. Ему очень нравится то, что мы здесь делаем. Он принес огромное старинное зеркало, сказал, что оно принадлежало его маме, попросил беречь, - говорят женщины.

Уходя из мастерской, задаю ремесленницам последний вопрос: "Почему мастерскую назвали "Чегери"? Про одноименную повесть дагестанского писателя Ахмедхана Абу-Бакара, где одним из персонажей была девушка с таким именем, я, конечно, знал. Но все же?

- В книге, а потом и в снятом по ее мотивам фильме старшеклассница Чегери влюблена в начинающего ученого-селекционера, который одержим идеей вывести новый сорт скороспелой кукурузы. Главный герой был в поисках чего-то нового. Когда ему сказали, что у нас был такой сорт, который давал урожай два раза в год, он удивился и начал искать семена. Оказалось, дедушка сохранил их в ожерелье Чегери, и сорт кукурузы потом назвали ее именем. Через название мастерской мы говорим, что также хотим возродить свою культуру и ремесла, - заключили Зарият и Асият.