Вандализм в отношении комплексов фотовидеофиксации может привести за решетку

Камеры на автомобильных дорогах Петербурга и Ленобласти играют все более заметную роль в снижении аварийности и профилактике нарушений правил дорожного движения. Но иногда сами становятся объектом противоправных действий со стороны слишком "нервных" водителей. В некоторых случаях подобные выходки могут обернуться уголовным сроком.
Комплекс фотовидеофиксации
Комплекс фотовидеофиксации / Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области

К началу текущего года в Санкт-Петербурге насчитывалось более полутора тысяч стационарных камер фотовидеофиксации и около пятидесяти передвижных комплексов. Камеры настроены на автоматическую фиксацию примерно десяти типов нарушений ПДД, не только превышения скорости, но и, например, движения по встречной полосе.

В прошлом году с помощью камер в Петербурге выявили более восьми миллионов нарушений, почти 90 процентов из них пришлось на игнорирование скоростного режима. При этом количество аварий на дорогах города снизилось на 10 процентов по сравнению с 2023 годом. "Ключевой фактор этой положительной динамики - комплексы фотовидеофиксации нарушений", - уверены в администрации Северной столицы. Под камерами водители строже соблюдают правила, что снижает риск ДТП.

В соседней Ленинградской области, по данным на март 2025 года, действует 496 комплексов фотовидеофиксации. В ближайшем будущем их количество планируется увеличить до 550 единиц. Приоритетные локации размещения - трассы и участки с высокой интенсивностью движения. По данным областной администрации, за 2024 год количество ДТП на дорогах региона снизилось на 5,4 процента, а число пострадавших в ДТП уменьшилось на 9,4 процента. Благодаря фотовидеофиксации водители за год заплатили в бюджет региона 3,5 миллиона штрафов на общую сумму почти один миллиард рублей.

Однако некоторых нарушителей такой расклад явно не устраивает, и они начинают "мстить" бессловесным приборам. Так, на Выборгском шоссе в Ленобласти, где часто любят разгоняться лихачи, стационарный комплекс однажды был полностью выведен из строя в результате преступных действий: у него не только разбили дисплей, но также повредили подсветку и сломали антенну. А власти Петербурга отмечали участившиеся случаи кражи и порчи передвижных комплексов и агрессии по отношению к их операторам.

Как говорят специалисты, противоправные действия в отношении дорожных камер - все-таки скорее единичные инциденты, чем массовое явление. Причем большинство подобных случаев происходит в отношении именно мобильных средств фиксации, так называемых треног, которые не отображаются на картах, дорожных указателях и в разметке. Нередко они устанавливаются в местах, где, по мнению некоторых водителей, нарушения не влекут опасных последствий.

"В ряде случаев камеры воспринимаются как инструмент для пополнения бюджета, а не повышения безопасности на дорогах, - поясняет CEO проекта Likvi.com Александр Коротков. - Это влечет за собой индивидуальные случаи вандализма, когда граждане решают отреагировать на .несправедливость., портя или ломая оборудование".

В то время как стационарные камеры сегодня, как правило, имеют антивандальные стекла и усиленные корпуса, в случае с треногами, стоящими у обочин, ситуация иная. Бывает так, что недовольные дорожным контролем водители их "случайно" сбивают на небольшой скорости. Чтобы сделать такие комплексы более защищенными, они должны быть дополнены усиленной конструкцией основания, наносящей значительные повреждения автомобилю при совершении наезда на камеру, считает Коротков.

В свою очередь, Александр Смирнов, эксперт по системам физической безопасности IT-компании К2 Тех, пояснил "РГ", что высокотехнологичным решением для усиления защиты дорожных камер может стать видеоаналитика с элементами искусственного интеллекта.

- Система анализирует видеопоток при помощи алгоритмов машинного обучения и может подать сигнал тревоги, если резко изменились параметры изображения. Например, камеру закрасили аэрозольной краской или разбили. Также видеоаналитика способна распознавать лица, номера автомобилей, предметы, различать элементы одежды и черты внешности, нетипичное поведение. В результате система может указать оператору на подозрительное поведение человека у одной из камер еще до момента, когда произошло правонарушение, и помочь с идентификацией злоумышленника, если дело все же дошло до вандализма.

Главным преимуществом таких технических решений Смирнов назвал то, что из процесса исключается человеческий фактор: система круглосуточно отслеживает видео, без перерывов на обед и выходные.

Повреждение дорожных камер - единичные инциденты, а не массовое явление

Неотвратимости наказания за попытки выведения камер из строя невозможно добиться без участия граждан, считают специалисты. "Мы предлагаем наладить механизм оперативной фиксации таких инцидентов через платформу Госуслуг или другие государственные сервисы, - говорит Александр Коротков. - Процесс должен быть максимально простым и быстрым для граждан, чтобы любой пользователь мог сообщить о факте вандализма. Это также позволит сократить время реагирования правоохранительных органов и ускорить процесс расследования и наказания нарушителей".

...В пресс-службе ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти сообщили, что отдельная статистика противоправных действий в отношении дорожных камер не ведется. Незначительные случаи обычно квалифицируются по статье 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство), предусматривающей штраф и административный арест. Но если речь идет о намеренной и серьезной порче, гражданин может быть привлечен уже к уголовной ответственности: по статье 167 УК РФ об умышленном уничтожении или повреждении имущества с причинением значительного ущерба или же по статье 214 УК РФ - "Вандализм". В обоих случаях наказанием может стать реальное лишение свободы на срок от нескольких месяцев до нескольких лет.