Поселок Медный-2 - это 300 коттеджей, выросших чуть поодаль от Екатеринбурга. Здесь живет семья семиклассницы Вари Исаковой из школы № 25. От дома до школы десять километров. Сначала минут 25 быстрым шагом по грунтовке от поселка до трассы, куда к 7.30 подходит единственный автобус № 85, идущий в город. Грунтовка, которая ведет от поселка до трассы, тротуаров не имеет, Варя, как и другие школьники, идет по обочине оживленной дороги. Чтобы оградить детей от дорожных опасностей, родители заказывают такси до школы, а это 500 рублей в одну сторону. Приспособились по очереди возить ребят на личных машинах. Думали даже над частным автобусом в складчину. "Нашли частного перевозчика, но не все готовы рисковать: кто перед рейсом будет проверять состояние здоровья водителя", - говорит мама Лариса Кузьминых.
С этой транспортной задачей родители в итоге дошли до суда. В мэрии считали, что поселок не относится к сельской местности, где власть обязана бесплатно возить учеников в школу, это пригород. Позиция суда: по закону об образовании школьники имеют право на транспорт от власти. Администрация города должна организовать перевозку школьников.
На запрос "РГ" администрация Екатеринбурга уточнила: в поселке живет всего семь школьников. Автобус для них купили еще в ноябре прошлого года. Но проблема в километровой грунтовке от трассы до коттеджного поселка. Прежде чем пустить по ней школьный автобус, трассу надо расширить, сделать площадку для разворота. На это надо не менее трех миллиардов рублей. Решение суда вызвало возмущение среди родителей других школ.
"Мы живем в одном районе города и сами возим детей в школу в другой, - говорит жительница Екатеринбурга Марина. - Но в голову не приходит нагрузить этим школу. А тут люди хотят жить в своих домах на природе, а последствия этого выбора перекладывают на других". "Лучше бы деньги потратили на новый бассейн для ребят", - говорит другая жительница, Светлана.
Пытаясь обжаловать вердикт суда, администрация Екатеринбурга стремилась не допустить нежелательного прецедента: город опоясан коттеджными поселками, если по каждому из них примут аналогичные решения, бюджет муниципалитета на несколько лет вперед станет бюджетом дорог до школы.
Илья Горфинкель, кандидат социологических наук:
"Существуют определенные нормы обеспечения доступности образования, и уже есть решение суда, которое необходимо выполнять. Но давайте не забывать, что мы живем не в идеальном мире. На будущее представителям муниципальных властей необходимо просчитывать все последствия, которые ведет выдача разрешения на строительство в тех или иных отдаленных от центра города местах, включая и доступность образовательных услуг. Ведь когда принималось решение о строительстве этого поселка, то было понятно, что там будут жить дети. И не стоит интерпретировать дело таким образом, что эти деньги - три млрд рублей - пойдут только на семерых школьников. Эти средства помогут улучшить городскую инфраструктуру в целом. В том числе, передвигаясь по тротуарам, уже не будут рисковать жизнью пенсионеры. Но и сами жители поселка, вкладываясь в покупку земли, должны задумываться о последствиях: как они будут лечиться, учиться, добираться до продовольственных магазинов. Житейский совет: покупая жилье, приезжайте и ориентируйтесь на то, что есть рядом с новым домом".