Европейские суда стали чаще перевозить российскую нефть в ущерб теневому флоту

С начала года к концу апреля в морских перевозках российской нефти доля судов, принадлежащих или застрахованных в странах ЕС и G7, выросла более чем в два раза, с 14 до 35 процентов, а по нефтепродуктам - с 60 до 74 процентов. Такие данные приводит Центр исследований энергетики и чистого воздуха (CREA).
iStock

Среднемесячные данные есть пока только за март, но уже по ним на теневой флот пришлось 53 процента всего нашего морского экспорта нефти и нефтепродуктов. Для сравнения, в октябре прошлого года доля теневого флота в поставках была 66 процентов, а только по нефти - 83 процента.

Хорошая новость в том, что "западные" танкеры с европейской страховкой не фигурируют в санкционных списках минфина США (SDN list) - никто не будет чинить им препятствия, ограничивать проход через проливы, арестовывать или запрещать заход в порт. То есть наше сырье и топливо будет без проблем доходить до конечного покупателя. Плохая - в том, что перевозить нашу нефть европейскими судами стало возможно только благодаря падению стоимости российской нефти ниже установленного ЕС и G7 потолка цены для ее экспорта - 60 долларов за баррель.

Все теневые схемы торговли нашей нефтью пока связаны с высокими рисками и издержками

Есть у этой истории и скрытая сторона. Возвращение экспортеров нашей нефти при первой же возможности к услугам западных судовладельцев означает, что равноценной замены им так и не было создано. Есть альтернативный способ поставок, но он остается вынужденным и связан с большими издержками. Так называемый теневой флот так и не стал российским, независимым от США, ЕС и санкций.

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, хорошо, что наши компании научились под санкциями продавать нефть без швейцарских трейдеров, британских страховщиков и греческих судовладельцев, но все эти альтернативные схемы являются достаточно проблемными и дорогими.

Более того, риски использования судов теневого флота постепенно растут. Их количество, попавшее в SDN list, увеличивается, как и объем вторичных санкций в отношении банков и нефтетрейдеров. Только подозрение, что фирма занимается торговлей нашим сырьем по ценам, превышающим "потолок", может отправить ее в санкционные списки. К тому же, как подчеркивает Симонов, вполне реальной стала опасность, что танкер с нашей нефтью, если он входит в теневой флот, будет задержан на Балтике в контексте последних истеричных заявлений Эстонии и других стран. Если посмотрите на карту, у нас в зоне Балтики теперь есть только Россия и страны НАТО. Больше никого. Поэтому экспортерам российской нефти проще работать с европейскими компаниями, когда есть такая возможность.

Как отмечает аналитик ФГ "Финам" Кристина Гудым, российские компании предпочитают флот ЕС и G7 при цене нефти ниже 60 долларов за баррель, поскольку это позволяет получить официальную страховку, и, что самое важное, у европейских танкеров более низкие ставки фрахта по сравнению с теневым флотом. Совсем недавно стоимость аренды теневого танкера могла быть в два-три раза выше стандартного фрахта. Все в совокупности снижает риски и затраты, особенно если нефть можно легально транспортировать.

Кроме того, у этих судов понятные маршруты движения и они могут беспрепятственно и без риска заходить в любые порты, в отличие от танкеров теневого флота, уточняет начальник аналитического отдела инвесткомпании "Риком-Траст", к.э.н. Олег Абелев.

Но постоянно пользоваться услугами "западных" танкеров мы не можем. Как только наша нефть станет стоить более 60 долларов за баррель, нам придется вернуться к "теневому флоту". Проблема в том, что если сейчас из-за снижения спроса услуги "серых танкеров" стали дешеветь, что выгодно для экспортеров иранской или венесуэльской нефти, то после возвращения на этот рынок России стоимость их фрахта опять возрастет, отмечает Гудым.

По мнению Абелева, в этой ситуации рост стоимости фрахта судов теневого флота может оказаться очень сильным. Это произойдет потому, что число таких танкеров остается почти неизменным, их количество оценивается в 700 - 800 штук в мире, и моментально рост спроса на свои услуги закрыть они не смогут.

Как отмечает Симонов, к сожалению, за все годы санкционного давления на нашу нефтяную отрасль мы так и не создали свой механизм и свои инструменты для торговли нефтью. Чтобы делать это не в режиме форс-мажора, с большими затратами и высокими рисками. Фактически, даже используя теневой флот, мы торгуем по старым правилам, но в серых зонах и с другими покупателями.

Нам нужны собственные страховые компании, которые признаются за рубежом, нужны свои трейдеры и план создания своих танкеров, считает эксперт. Очень здорово, что мы умеем строить подводные лодки, но с танкерами у нас беда, как и в целом с гражданским судостроением. Нужно уходить от полуподпольного режима торговли нашей нефтью. Стоило бы прописать все это в Энергетической стратегии, поскольку это не проблемы только бизнеса, это вопрос развития нашей экономики и наполнения бюджета, который продолжает зависеть именно от нефти, несмотря ни на какие диверсификации, подчеркивает эксперт.