Полностью импортозамещенный "Суперджет" испытан полетом

В Комсомольске-на-Амуре к летным испытаниям присоединился третий опытный образец "Суперджета" в полностью импортозамещенном варианте с логотипом 80-летия Победы.
В ходе испытаний подтверждена стабильная работа всех отечественных систем.
В ходе испытаний подтверждена стабильная работа всех отечественных систем. / РИА Новости

Самолет провел в воздухе около 40 минут, полет проходил на высоте до 3000 метров и скорости до 500 км/ч. Борт благополучно приземлился, и, судя по кадрам с аэродрома, это историческое событие стало настоящим праздником для всех наблюдавших за полетом.

"Программа импортозамещения самолета "Суперджет" вышла на финишную прямую. На лайнере заменили порядка 40 импортных систем и агрегатов, включая важнейший компонент - двигатели. Подключение к летным испытаниям третьего борта позволит ускорить программу сертификации. Сейчас мы идем в рамках установленного графика", - отметил первый заместитель гендиректора "Ростеха" Владимир Артяков.

Закончить сертификационные испытания "Суперджета" планируют до конца года, чтобы с 2026-го начать поставки в авиакомпании

Самолет пилотировал экипаж под командованием заслуженного летчика-испытателя РФ Сергея Завалкина. На этой опасной, но важной работе он уже больше сорока лет. Первым проверял в небе самолеты различных типов и модификаций. Имеет общий налет свыше 10 тысяч часов. Приземлившись, командир доложил об успешном выполнении задания.

Взлет и набор высоты до трех тысяч метров прошел на взлетном режиме двигателей. В небе проверили работу систем управления, гидравлики, кондиционирования воздуха, а также пилотажно-навигационного оборудования в диапазоне скоростей от минимальной до максимальной. Убраны и выпущены шасси, опробовали газодинамическую устойчивость двигателей ПД-8.

Гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации Вадим Бадеха обратил внимание, что импортозамещенная версия самолета создается в предельно сжатые сроки. В летных испытаниях принимают участие три самолета. Испытания первого опытного образца "Суперджета", оснащенного системами и агрегатами российского производства и франко-российскими двигателями SaM146, начались в прошлом году. В марте этого года присоединился второй борт с отечественными двигателями ПД-8 и частично системами импортного производства. Закончить сертификационные испытания планируют до конца года, чтобы с 2026-го начать поставки в авиакомпании.

Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев напомнил, что работы по "Суперджету" стартовали в начале нулевых. В тот момент было важно быстро создать самолет, соответствующий перспективным требованиям и с расчетом на экспорт. "В какой-то степени этот расчет оправдался, и "Суперджеты" на экспорт поставляли. Наличие западных комплектующих воспринималось зарубежными потенциальными покупателями как преимущество", - рассказал эксперт.

Заменять на отечественные около 40 систем и агрегатов было, конечно, очень сложно. Но еще в 2015 году минпромторг запустил довольно масштабную программу по импортозамещению компонентов, которые планировалось использовать в гражданских самолетах. Это позволило наработать базу, провести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, и после 2022 года довольно оперативно внедрить отработанные решения в жизнь.

Благодаря предварительным наработкам удалось в довольно сжатые сроки, фактически меньше чем за три года, прийти к созданию систем, которые уже можно использовать на живом самолете, выполняющем испытательный полет.

"Мы в каком-то смысле соответствуем той характеристике, которую дал Бисмарк, говоря о русских, что они долго запрягают, зато потом быстро едут. Мы действительно долго запрягали. Теперь, я полагаю, интенсивность испытаний и последующая сертификация четырех самолетов позволит довольно благополучно продолжить начатую работу", - отметил Пантелеев.

Он напомнил, что примерно такие же перспективы у самолета МС-21 в импортозамещенном облике. В течение короткого времени количество задействованных в испытании бортов должно увеличиться, и, как анонсировал министр промышленности и торговли Антон Алиханов, в конце июня - начале июля должен подняться в небо опытный самолет с импортозамещенными системами.

Кроме того, есть опытный самолет Ил-114-300, участвующий в программе летных испытаний, а также Ту-214, который приступил в новом облике к испытаниям в ноябре прошлого года.