Идея "Мраморной мили" появилась, когда Самохины работали в администрации Полевского. Их задача была непростой - сформировать позитивный имидж города, сплотить земляков вокруг общей идеи. Михаил к тому времени как раз защитил диплом по бренду территории, и мама с сыном решили проверить теорию практикой.
Полевской - город особый. В муниципальное образование входят не только несколько сел, но и, по сути, два разных города: южная часть Полевского и та, которую местные именуют Северским, совершенно непохожи друг на друга. А "Мраморная миля" - семь арт-объектов, расстояние между которыми - миля, смогла объединить людей вокруг общей идеи и общей истории, забыть о территориальном и историческом делении.
- Первую нашу заявку поддержал Фонд президентских грантов, и это было настоящее чудо, - вспоминает Эльмира. - Хотя сейчас эту заявку даже вспоминать смешно. Мы ничего не умели и не знали, плохо просчитали проект, и тот фестиваль в 2019 году провели практически на свои деньги.
Тем не менее это было событие: в Полевской пригласили четырех скульпторов из Армении, Японии, Румынии и Израиля. И они изваяли из местного мрамора первые статуи, о чем написали СМИ не только Свердловской области, но и всей России.
Тот опыт помог Самохиным систематизировать подготовку заявок и создать некоммерческое объединение, которое успешно реализовало уже ряд проектов. Вот что они советуют тем, кто намерен ступить на тот же путь и рассчитывает получить грант.
Во-первых, внимательно читайте положение о конкурсе. Необходимо понять, чем цели отличаются от задач, и строго следовать указаниям, которые содержатся в грантовой документации. Мелочей там нет. Достаточно упустить одну не очень значительную на первый взгляд деталь, чтобы посыпался весь проект.
Во-вторых, точно определите целевую аудиторию, сформулируйте, зачем вы хотите реализовать свою идею, какую проблему целевой аудитории проект должен решить.
В-третьих, точно просчитайте бюджет акции. Учесть нужно все, вплоть до бумаги и карандашей, иначе придется покупать на собственные деньги.
- А если совсем просто, для начала опишите проект. Подумайте, какого результата ждете и что нужно сделать для решения поставленных задач, - резюмирует Михаил. - И, конечно, необходимо постоянно учиться, чтобы изменить свое мышление, структурировать его.
- Мы сами долго не могли понять, чем цель отличается от задачи, а задача - от мероприятия, - вспоминает Эльмира. - Чтобы избавиться от этой каши в голове, начали учиться. Так, система видеоуроков, которые проводили организаторы конкурса президентских грантов, помогла понять, что для подготовки удачной заявки нужен особый подход. Необходимо четко сформулировать, для чего и для кого мы эти проекты делаем, просчитать риски, описать работу шаг за шагом от начала до конца.
Кроме того, очень важно выстроить горизонтальные и вертикальные связи. Первые - это эксперты, население, журналисты, вторые - сотрудничество с местной, региональной и федеральной властью.
И все-таки не все заявки "выстреливают": в год Самохины подают по 13 проектов, а выигрывают только один-два. Удачным стал 2024 год, когда успешными оказались три заявки, кроме того, удалось получить две субсидии.
- Требования везде примерно одинаковые, - говорит Михаил. - Надо один раз взять и попробовать. Не факт, что выиграете, но поймете, что делать дальше, сможете структурировать свою работу. Внимательно изучите комментарии и подумайте, как исправить ошибки. И первая неудачная заявка станет уверенным шагом к следующей - успешной.
Конечно, работа по гранту позволяет не ходить каждый день в офис и не сидеть там с восьми до пяти. Но жизнь при этом должна двигаться точно по календарному плану. А когда грант заканчивается, нужно снова подавать заявки. Реализация социальных проектов - это постоянный поиск денег.
- Получить финансирование непросто, но еще труднее отчитаться за него, - подчеркивает Михаил. - Отчеты нужно отправлять в налоговую службу, в минюст. Я сам поначалу набил шишек: пару раз пришлось заплатить штрафы. Чтобы не наступать снова на те же грабли, получил дополнительное образование. Теперь у меня две профессии - пиарщик и бухгалтер НКО.
- Мы вывели для себя два правила. Первое - как у альпинистов - постоянно двигаться. Остановишься - замерзнешь. Даже если трудно, не все получается, надо думать, искать варианты - все равно что-то придет. Или человек в твоем окружении появится, или идея, которая тебя всколыхнет, - добавляет Эльмира. - Второе правило - постоянно учиться. Сегодня все фонды готовы обучать, рассказывать.
И еще очень полезно взглянуть на проект со стороны. Самим, не дожидаясь экспертов "попридираться" к собственной заявке, найти ее слабые места.
Появление Самохиных руководство мраморного карьера поначалу восприняло без энтузиазма. Но общественники смогли не просто получить разрешение провести акцию там, где постоянно добывают камень. Им бесплатно предоставили и дорогой мрамор, и площадку для работы над скульптурами, к которой подведены вода и электроэнергия.
- В первый год рабочие карьера смотрели на нас странно: что за люди возятся тут со своими скульптурами? Но потом привыкли и теперь помогают, чем могут, - вспоминает Эльмира. - Я и руководство понимаю: у них производство, а мы им докучаем своими просьбами. Но нас слышат, идут нам навстречу. Теперь директор проникся нашими идеями. При этом мы соблюдаем интересы друг друга и не переходим определенных границ.
Между фондом Самохиных и мраморным карьером заключен договор, по которому бизнес, предоставляя площадку и материал для скульптур, взамен получает пиар на всех возможных уровнях. Представители компании участвуют в открытии мероприятий, стены принадлежащего ей кафе в Полевском украшены мозаиками на тему сказов Бажова, созданными участниками фестиваля.
- Мы платим за аренду оборудования, пусть и символические суммы. Туристические группы - это тоже бизнес, в частности, их питание мы организуем в корпоративном кафе. Кстати, там сейчас готовится еще один проект на тему уральской идентичности - "Гастрономическая карта села Мраморское "Маршрут приготовлен", - раскрывает Эльмира особенности взаимодействия НКО с бизнесом.
Сейчас Самохины думают над развитием "Мраморной мили". Среди идей - возрождение уральской камнерезной школы. В рамках проекта студенты художественных училищ смогут приезжать в мраморный карьер и работать с камнем. Так выстроится прямая связь между образованием и промышленной площадкой.
Все проекты, над которыми работают Самохины, связаны с их родным городом, его преображением. Так, карьер, где добывают мрамор, благодаря их стараниям превратился в концертную площадку. На дне глубокой, похожей на амфитеатр выработки разместились музыканты, наверху расположились зрители. И музыка, отразившаяся от каменных уступов, дала неожиданный эффект. На первые звуки отовсюду слетелись птицы. А чуть позже, когда оркестр начал играть "Шторм" Вивальди, сгустились тучи, засверкали молнии и начался дождь. Но стоило музыкантам остановиться и спрятаться под навес, как ливень закончился также стремительно, как и начался. Есть версия, что это чудо подтверждает теорию струн.
И неважно, что задумали мама с сыном, финал проекта - это всегда праздник. Благоустраивают ли они дворы в Полевском, приглашают ли скульпторов из далеких стран или собирают местные колоритные словечки, все заканчивается дружным застольем с ароматным чаем и уральскими деликатесами, например, знаменитыми пельменями с редькой, которые только у нас и подают.
Главное в работе над проектами - движение. Нет границ мира, есть стороны света. Устал - отдохни, подумай. Потому что любой проект - это продвижение территории, продвижение тебя. Он наполняет тебя смыслом и счастьем. Это возможность изменить мир, наше отношение к нему и сделать людей немного счастливее, уверены Самохины.
А тем, кто только начинает реализацию собственных замыслов, они советуют не бояться неуспеха, учиться на своих и чужих ошибках и верить в удачу. Правда, улыбается она только тем, кто работает много и целеустремленно.