Таксист Ваня

Таксист Ваня

Отчего многие жители Вьетнама и гости этой страны предпочитают передвигаться на байках
Владимир Снегирев/РГ

Таксист Ваня

Отчего многие жители Вьетнама и гости этой страны предпочитают передвигаться на байках
23.04.202518:44
Владимир Снегирев (Хошимин)
изменить размер шрифта: 1.0x
Он компактный и щуплый, как большинство вьетнамцев, а на его смуглом лице постоянно сияет приветливая и чуть робкая улыбка. Его мотобайк с раннего утра до позднего вечера припаркован напротив входа в отель, где я остановился. Иногда он дремлет, примостившись прямо на сиденье своего движущегося средства и надвинув на глаза красную бейсболку. Иногда ненадолго куда-то исчезает, что означает появление у него долгожданного клиента.

Когда мы знакомились, он через переводчика попросил называть его Ваней. Переводчик пояснил: "Его зовут Ван, что означает облако. Вы всегда можете к нему обратиться с просьбой о мелких поручениях. Или использовать Ваню как таксиста".

Мое мелкое поручение он выполнил в первый же день: купил и привез сим-карту местной телефонной сети. А вот поехать на его байке по городу - на это я долго не решался. Предпочитал такси в его привычном виде.

Перед вылетом в город Хошимин, который когда-то назывался Сайгоном и был столицей Южного Вьетнама, я, понятное дело, забронировал отель в центре этого мегаполиса и позвонил вьетнамскому приятелю с вопросом, как лучше до места обитания добраться. Он меня успокоил: "Аэропорт у нас прямо в черте города, до отеля километров восемь, не больше".

На первый взгляд, вся эта мотоармада передвигается по городу хаотично. Фото: Владимир Снегирев/РГ

Ладно, выйдя из терминала, я взял авто, будучи убежденным в том, что буду на месте минут через двадцать. Увы… Поездка заняла около часа, виной тому оказались узкие улицы и неизбежные пробки. В этом городе с населением почти десять миллионов человек пробки - такая же обыденность, как тропические ливни в январе и беспощадный зной в июле. Планируя свои следующие поездки, особенно деловые, с этим приходилось считаться.

Следующее открытие тоже было связано с дорожным движением и, если честно, поразило меня гораздо сильнее, нежели бесконечное стояние на светофорах. Мотоциклы, мопеды, байки, скутеры - их было не просто много, они лавинами, рычащими волнами перекатывались по улицам и площадям. Такого я не видел прежде нигде и никогда.

Байки есть в каждой вьетнамской семье, иногда их несколько, а всего на сегодняшний день в эксплуатации находится больше 70 миллионов таких машин

Этими двухколесными (иногда трехколесными) средствами передвижения управляли разные граждане - мужчины и женщины, молодые, пожилые и совсем старые, деловые люди в строгих костюмах и крестьяне в традиционных одеждах, а также наездники в шортах, а некоторые с голым торсом - без рубашек и маек. Лица водителей разглядеть было не всегда возможно, потому что они, как правило, скрывались под масками, эти маски, как мне потом объяснили, предохраняют от пыли и газов, а также защищают от солнечных лучей. Загар для вьетнамца, особенно для местной женщины, противопоказан, ибо он будет свидетельствовать о принадлежности к грубому физическому труду.

На мотобайках сидели по два-три человека, некоторые были сильно нагружены разной поклажей, однажды я увидел, как на двух колесах везли целый холодильник.

То есть, едва отъехав от международного аэропорта, я сразу понял: это тема отдельной публикации. И затем, с кем бы ни встречался, обязательно расспрашивал своего визави про то, отчего здесь так любят подобное средство передвижения.

Типичная картина для вьетнамской улицы. Фото: Владимир Снегирев/РГ

Сразу скажу: абсолютно все мои собеседники признались, что у них есть простой байк или навороченный мотоцикл. Все! А ведь это были люди разных профессий, разного социального статуса, разного возраста. Например, один из них - весьма состоятельный человек, владеющий большим элитным отелем и целым парком дорогих машин, ответил: наготове у него всегда стоит "Ямаха", и она часто его выручает.

Байки есть в каждой вьетнамской семье, иногда их несколько, а всего на сегодняшний день, как мне сказали, в эксплуатации находится больше 70 миллионов таких машин. Причем, в отличие от соседнего Китая, подавляющее большинство - бензиновые. В Поднебесной байки - тоже не редкость, но там они сплошь электрические. Помню, как лет десять назад в Шанхае я был потрясен картиной: все пространство широкого проспекта запружено мотоциклами, вот они трогаются с места на зеленый сигнал светофора, однако происходит все это в абсолютной тишине, будто звук выключили. Электрические!

Байкер-таксист Ван молниеносно доставит вас в любую точку мегаполиса. Фото: Владимир Снегирев/РГ

Во Вьетнаме автоконцерн VinFast также с недавних пор приступил к массовому производству таких устройств, однако местные жители в силу разных причин пока не торопятся менять свои привычки. Я исправно допытывался у своих собеседников: почему? Отвечали уклончиво: мало зарядных станций, несовершенство существующих пока аккумуляторных батарей, то, се… Но, скорее всего, тут дело привычки. У этих людей в крови - осторожность, взвешенность, крестьянский прагматизм. Одна из любимых поговорок звучит так: "Лучше медленная черепаха, чем быстрый заяц". Да и бензин здесь не так дорог, в месяц при активной ежедневной езде это удовольствие станет вам в $20-30.

Секрет популярности двухколесной машины очень прост: на ней ты всегда доберешься до нужного места гораздо быстрее, чем на автомобиле, - это раз. И проблем с парковкой нет - это два.

Я особо не видел, чтобы байки на стоянках как-то по-особенному страховали от угона, например, навешивали на них замки или приковывали их цепями. Хотя это вовсе не означает, что воровства нет. Есть, однако местные жулики предпочитают угонять мотоциклы и мопеды, которые арендуют беспечные иностранные туристы: для угонщиков это, видимо, проще и безопаснее.

Разброс цен - огромный. Можно купить подержанный мопед за сотню "зеленых", а можно новый за $1200. Богатые предпочитают навороченную "Хонду" или "Ямаху", которые стоят как лимузин. Права выдают по достижении 18-летнего возраста после обязательных недельных курсов и сдачи экзаменов.

Секрет популярности двухколесной машины очень прост: на ней ты всегда доберешься до нужного места гораздо быстрее, чем на автомобиле, - это раз. И проблем с парковкой нет - это два. Фото: Владимир Снегирев/РГ

На первый взгляд вся эта мотоармада передвигается по городу хаотично, диву даешься, как они там не сталкиваются друг с другом, как умудряются не передавить пешеходов на "зебре", отчего совсем не видно аварий. Профессор филологии Нгуен Тхай Лам, когда я задал ему эти вопросы, ответил так:

- Страшно бывает только новичку, и то в первые две-три недели, потом привыкаешь. Надо знать два основных правила: первое - не терять хладнокровия, второе - ты отвечаешь только за то, что происходит перед тобой.

А молодой бизнесмен Нгуен Хоа Нгок, владеющий сетью ресторанов быстрого питания, пояснил насчет аварий:

- Их действительно случается мало, потому что средняя скорость движения по городу невелика, километров тридцать в час, не больше. И потом в последнее время государство ужесточило штрафную политику, везде ставят камеры, нарушителей беспощадно наказывают, например, за проезд на красный свет придется выложить полмиллиона донгов.

Иногда Ван дремлет, примостившись прямо на сиденье своего движущегося средства и надвинув на глаза красную бейсболку. Фото: Владимир Снегирев/РГ

Возвращаясь к началу этих заметок, скажу, что потихоньку и я свыкся с мыслью о том, что иногда, особенно если сильно спешишь, лучше пользоваться услугами мототакси. Садился за спиной у своего нового друга Вани, нахлобучивал на голову пластиковый шлем и - вперед. В любую точку огромного города он доставлял меня за считаные минуты. И стоили его услуги в три раза дешевле обычного такси. Кстати, вызвать такого таксиста здесь можно и через приложение на мобильном телефоне.

Что же касается перехода на экологически чистые электрические байки, то и здесь, как заверяли меня почти все собеседники, грядут перемены. Вьетнамцы, так же как и их северные соседи, напряженно работают над созданием новых типов аккумуляторных батарей - таких, которые обеспечат больший пробег, не потребуют значительных затрат на утилизацию, будут доступны по цене. И, возможно, уже завтра вся эта двухколесная армада станет передвигаться по местным улицам в полной тишине, да и воздух сделается чище, что для Вьетнама тоже немаловажно.