

"Белорусское направление выбрано не случайно. Каждый из десяти вагонов рассказывает об определенном этапе войны, символом же является стойкость Брестской крепости", - отметил глава РЖД Олег Белозеров. Он обратил внимание на четвертый вагон, где представлены материалы о вкладе в Победу железнодорожников. Они обеспечивали быструю и бесперебойную доставку военной техники и боеприпасов, в сложнейших условиях перевозили пассажиров, восстанавливали пути.
Глава РЖД привел слова маршала Георгия Жукова о том, что победы в Великой Отечественной войне не было бы без героического подвига железнодорожников.
"Всего за годы войны было отправлено более 1,5 миллиарда тонн грузов. Для нужд фронта железнодорожники провели 443 тысячи эшелонов, перевезли 20 миллионов вагонов с войсками и военными грузами (боеприпасами, боевой техникой, продовольствием). Каждый российский железнодорожник чтит наших предшественников. И мы стремимся сохранить и передать эту память будущим поколениям", - подчеркнул Олег Белозеров. Он также выразил благодарность за участие в проекте Российскому военно-историческому обществу, Белорусскому государственному музею истории Великой Отечественной войны, Центральному музею Вооруженных сил РФ, государственному музейно-выставочному центру "РОСФОТО" и лаборатории истории диаспор и миграций исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Для пассажиров, купивших билет на скоростную "Ласточку", оказалось полной неожиданностью, что провожать их будут с оркестром, под звуки известных мелодий военных и послевоенных лет, а вагоны расскажут о героях и событиях Великой Отечественной войны.
"Сама судьба посадила меня в этот поезд. Должна была ехать в Смоленск на выписку мужа из госпиталя, но врачи решили ее отложить еще на несколько дней, - поделилась с нами Мадина Колосова из Твери. - Приехала на вокзал и немного растерялась, оркестр и такой необычный поезд. Как будто мост во времени. Мой муж, он штурмовик, получил ранение на Харьковском направлении. Я им очень горжусь. А я в седьмом вагоне, который посвящен операции "Багратион".
Девушка уверена, что это добрый знак и обязательно все будет хорошо.
В третьем вагоне, посвященном выдающимся полководцам и героям Великой Отечественной войны, едет в Смоленск Валентина Борисовна Мошкина. "Покупала билеты и даже не думала, что будет такой приятный сюрприз. Мой дедушка Головков Евстафий Петрович тоже герой, воевал на фронте, и мы всегда 9 мая участвуем в шествии "Бессмертного полка". Такие проекты очень нужны, особенно молодежи. Я вот сняла на телефон поезд для своих внуков, у меня их шесть, и все мальчики. Обязательно пройдусь и сделаю фотографии вагонов", - рассказала Валентина Борисовна.
Домой в Минск возвращается Евгений Макарович Шов, и тоже удивительное совпадение.
"Хороший сюрприз, покупал билеты и не знал. Оказалось, еду во втором вагоне, который посвящен белорусским партизанам. Это просто какое-то невероятное чувство, у меня много родственников были в партизанах. Очень правильный и хороший проект, особенно это важно для молодежи. У меня двое сыновей, внуки, обязательно пройдусь по всем вагонам, расскажу о поезде. Для нашей семьи, и не только, для всех белорусов память о Великой Отечественной войне священна и ее надо беречь", - поделился Евгений Макарович.
Все пассажиры, с кем мы общались, отмечали, что им нравятся скоростные "Ласточки". Москву и Минск они связали четыре года назад. За это время, по данным РЖД, они перевезли более 2,5 млн пассажиров.
О том, как создавалась экспозиция и что было самым сложным при работе, нам рассказала заместитель декана, руководитель лаборатории истории диаспор и миграций исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Оксана Солопова.
"Каждый из десяти вагонов состава посвящен отдельной теме и рассказывает об этапах войны, ее героях, стратегических наступательных операциях, борьбе партизан и подпольщиков. Информация проиллюстрирована многочисленными фотоматериалами, плакатами, документами. Так, вагоны поезда, который востребован у пассажиров Союзного государства, становятся не только транспортом, но и передвижной выставкой, которая в доступной форме доносит исторически точную, выверенную по источникам, информацию о событиях Великой Отечественной войны. Поэтому уникальность проекта заключается еще и в его мобильности, и широте охвата аудитории", - отметила Оксана Солопова. По ее словам, принципиально важно, что в разработке экспозиции проекта были задействованы профессиональные историки и музейные работники России и Беларуси. Это позволило выполнить проект в соответствии с новейшими достижениями исторической науки, а также задействовать уникальные архивные и музейные материалы.
"Мы очень рады и горды тем, что сотрудникам лаборатории истории диаспор и миграций исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова была доверена работа по концептуальному, историческому, фактологическому оформлению вагонов. Мы очень трепетно, с большим уважением не только к памяти героев войны, но и к исторической правде писали тексты, подбирали, систематизировали, компоновали иллюстративные материалы, - подчеркнула Оксана Солопова. - Мы стремились к тому, чтобы, помимо информативности и научной точности, тексты, размещенные на стенах вагонов, были интересными, чтобы история буквально оживала по ходу движения поезда. Очень надеемся, что нам это удалось". По ее словам, в подготовке текстов были использованы архивные материалы, исторические документы и фотографии, размещенные в открытом доступе, привлечены материалы прессы времен Великой Отечественной войны и послевоенного времени. Работа, как говорится, спорилась. Молодые сотрудники с искренним душевным горением и энтузиазмом находили новую информацию, уникальные факты, малоизвестные кадры, данные о войне.
Кроме того, в распоряжении были материалы, собранные при подготовке научного издания "Республика-партизанка. К 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков" под редакцией С.Л. Кандыбовича, В.В. Даниловича, О.В. Солоповой. Именно благодаря этому в вагоне "Ласточки" можно увидеть выдержки из воспоминаний партизанки Нины Михайловны Данилкович, которая уже много лет является Председателем Совета ветеранов войны и труда МГУ имени М.В. Ломоносова.
"Мы стремились показать освободительный, справедливый, героический характер войны, ведь советские люди смогли спасти не только свою Родину от нацистского порабощения, но и все народы Европы", - подчеркнула Оксана Солопова. Говоря о том, что было самым сложным в работе над проектом, Оксана Солопова рассказала, что всегда непросто в эмоциональном плане отстраниться, работая с архивными документами, фотоматериалами периода Великой Отечественной войны, от свидетельств ужасных преступлений нацистов и их пособников и даже от сухих цифр, зафиксировавших тяготы войны, все то, через что прошли наши деды и прадеды.
"В них отражается масштаб трагедии, через которую с честью и Победой прошли наша страна, советский народ, каждая республика, населенный пункт, семья. Но это и Великий Подвиг, который они совершили, которым мы гордимся как наследники и потомки победителей. В профессиональном плане сложно было подать информацию кратко, но полно и при этом так, чтобы у пассажиров сложилось целостное видение тематики вагона. Ведь каждый день войны приносил с собой сонм событий, и каждое из них влияло на судьбы конкретных людей, на судьбу страны и судьбы всего мира. Одна только тема партизанского движения в БССР неисчерпаема. История каждого партизана - отдельный сценарий для остросюжетного фильма! Выбрать из океана имен, дат, событий Великой Отечественной войны - вот что стало определенным профессиональным вызовом", - пояснила историк.
Российские и белорусские историки уверены, что сегодня особенно необходимо бороться с фальсификацией истории и сохранять историческую память.
"Мы являемся свидетелями того, как история становится инструментом политической пропаганды и дезинформации. Фальсификация исторических фактов используется для манипулирования общественным мнением, разжигания ненависти и оправдания агрессии, - отметила Оксана Солопова. - Покушение на историю Великой Отечественной войны - это пробный шар для пересмотра итогов Второй мировой войны в целом. Сохранение исторической памяти в этом свете является одним из важнейших факторов недопущения нового общемирового военного конфликта". По ее словам, история формирует основу национальной идентичности. Фальсификация истории может привести к ее размыванию и потере у народа связи с прошлым.
"Мы видим, как некоторые страны пошли по пути уничтожения своей истории, что привело к изменению их уникального культурного кода, - отметила Оксана Солопова. - Известно, что народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Сохранение исторической памяти - это проявление уважения к предкам, их достижениям, она укрепляет связь между поколениями, формирует ответственность за будущее понимание своей роли в истории своей страны. Поэтому так ценно и важно трепетное отношение к исторической правде в Российской Федерации и Республике Беларусь, а также общая заинтересованность историков наших стран в сотрудничестве во имя сохранения этой правды".