Зарегистрирован в Минюсте РФ 11 июля 2007 г.
Регистрационный N 9792
В целях реализации положений Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060) и совершенствования работы с обращениями граждан в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке рассмотрения обращений граждан в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - Инструкция).
2. Руководителям структурных подразделений Министерства иностранных дел Российской Федерации:
- ознакомить сотрудников структурных подразделений с Инструкцией под расписку;
- организовать работу с обращениями граждан в соответствии с Инструкцией.
3. Генеральному секретариату Министерства иностранных дел Российской Федерации обеспечить организацию контроля за исполнением Инструкции при рассмотрении обращений граждан, поступающих в Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Министр С. Лавров
Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане), поступающих в центральный аппарат Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - МИД России), контроля за их исполнением и организации приема граждан в соответствии с положениями Федерального закона от 2 мая 2006 года
N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон).
2. Для целей настоящей Инструкции используются следующие основные термины:
1) обращение гражданина - направленные в МИД России или должностному лицу МИД России письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в МИД России;
2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности МИД России, территориальных органов - представительств МИД России на территории Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе МИД России, территориальных органов - представительств МИД России на территории Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации и их должностных лиц, либо критика их деятельности;
4) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
3. Организацию работы в МИД России по рассмотрению обращений граждан и их приему, в том числе руководством Министерства, осуществляет отдел по работе с письмами и личными обращениями граждан Генерального секретариата МИД России (далее - Приемная).
II. Порядок регистрации и рассмотрения письменных обращений граждан
4. Делопроизводство по обращениям граждан в структурных подразделениях МИД России ведется отдельно от общего делопроизводства.
5. Все поступающие в Экспедицию Департамента управления делами МИД России (далее - Экспедиция) письменные обращения граждан передаются в течение рабочего дня в Приемную и подлежат обязательной регистрации в канцелярии Приемной в течение трех дней с момента их поступления (часть 2 статьи 8 Закона). На все зарегистрированные обращения распечатываются регистрационно-контрольные карточки (далее - РКК).
Обращения граждан, требующие перевода на русский язык, Приемная направляет в соответствующие структурные подразделения МИД России.
Дальнейшая работа с данными обращениями осуществляется в соответствии с настоящей Инструкцией.
6. Все конверты, направленные гражданами в адрес подразделений МИД России, в том числе адресованные конкретному должностному лицу с пометкой "лично", подлежат проверке в Экспедиции на рентгеновском интроскопе "Калан-2м" с соблюдением Правил работы с почтовыми отправлениями, вызывающими подозрение на содержание веществ или предметов, опасных для жизни и здоровья людей (приложение N 1 к настоящей Инструкции).
При обнаружении подозрительного конверта составляется акт (приложение N 2 к настоящей Инструкции).
7. После вскрытия конверта проверяется наличие в нем письменных вложений. Если в конверте отсутствует письменное вложение либо обнаружилась недостача упоминаемых автором или описью документов, в РКК вносятся соответствующие отметки.
8. Обращение, поступившее вторично от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, считается повторным, если с начала рассмотрения обращения прошло больше месяца или заявитель не удовлетворен данным ему ответом. Повторному обращению при его поступлении присваивается очередной регистрационный номер.
9. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в подразделение или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
В случае если в обращении обжалуется решение или действие (бездействие) государственного органа или должностного лица, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд (часть 7 статьи 8 Закона).
10. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию МИД России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (часть 3 статьи 8 Закона).
11. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы или соответствующим должностным лицам (часть 4 статьи 8 Закона).
12. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения (часть 2 статьи 11 Закона).
13. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, о содержании письма докладывается руководству МИД России, и оно направляется в государственные органы в соответствии с их компетенцией (часть 1 статьи 11 Закона).
14. Если письменное обращение содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица МИД России, а также членов его семьи, МИД России вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом (часть 3 статьи 11 Закона).
15. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в структурные подразделения МИД России, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению (часть 4 статьи 11 Закона).
16. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель структурного подразделения МИД России либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в МИД России. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение (часть 5 статьи 11 Закона).
17. Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений (часть 6 статьи 11 Закона).
18. Ответ на обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении (часть 4 статьи 10 Закона).
19. Передача обращений граждан из одного структурного подразделения МИД России в другое, в том числе обращений граждан по принадлежности согласно резолюции руководства МИД России, осуществляется через Приемную.
20. Ответ автору обращения оформляется на бланке МИД России без указания исполнителя и его номера телефона. Фамилия исполнителя и его телефон указываются на втором, визовом экземпляре ответа. Ответ направляется за подписью руководителя структурного подразделения МИД России или его заместителя, на рассмотрении которого находится обращение.
В трехдневный срок с момента регистрации ответа на обращение гражданина структурное подразделение МИД России, ответственное за рассмотрение обращения, возвращает в Приемную РКК с пометкой о результатах рассмотрения обращения с указанием даты и регистрационного номера ответа, а также подписью исполнителя.
21. Ответ автору обращения, проживающему в иностранном государстве, направляется структурным подразделением МИД России в соответствии с установленным порядком. Адрес на конверте с обязательным указанием почтового индекса исполнитель заполняет на русском языке, а также дублирует буквами латинского алфавита адрес на иностранном языке, указанный автором обращения.
22. Обращения хранятся в подразделении, направившем ответ гражданину, в течение двух лет и по истечении этого срока уничтожаются по акту.
III. Контроль за рассмотрением обращений граждан. Сроки рассмотрения обращений граждан
23. Контроль за рассмотрением обращений граждан осуществляют руководство МИД России, руководители структурных подразделений МИД России, Приемная.
Контролю подлежат все зарегистрированные обращения граждан, требующие исполнения. Контроль за обращением начинается с момента его регистрации и заканчивается при регистрации ответа его автору.
24. Снятие обращения с контроля осуществляет руководство МИД России или по его поручению Приемная. Промежуточный ответ на обращение или перепоручение исполнения обращения другому должностному лицу или структурному подразделению Министерства не является основанием для снятия обращения с контроля.
25. Письменное обращение, поступившее в МИД России, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения (часть 1 статьи 12 Закона).
26. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Закона, руководитель структурного подразделения МИД России вправе продлить сроки рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
27. Приемная анализирует содержание обращений и результаты их рассмотрения, составляет ежемесячно сводку о работе с обращениями граждан и краткий обзор обращений в МИД России для публикации на сайте Министерства в Интернете.
28. РКК на обращения граждан хранятся в Приемной в течение двух лет и по истечении этого срока уничтожаются по акту.
IV. Организация приема граждан
29. Прием граждан, обращающихся в МИД России, проводят должностные лица Приемной, ответственные за прием.
30. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
31. Устное обращение гражданина подлежит регистрации в Приемной. Должностные лица Приемной в пределах своей компетенции вправе:
- разъяснять гражданам порядок обращения в МИД России;
- принять письменное заявление с изложением просьбы, если устные разъяснения или письменные ответы МИД России не удовлетворили гражданина, а затронутые в обращении вопросы требуют дополнительного изучения или проверки;
- в необходимых случаях для разъяснения затронутых гражданами вопросов оперативно привлекать должностных лиц соответствующих структурных подразделений МИД России.
32. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
33. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов (часть 6 статьи 13 Закона).
34. Если решение вопросов, затронутых в ходе приема, не входит в компетенцию МИД России, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
35. Прием граждан руководителем МИД России, его заместителями или по их поручению другими должностными лицами, правомочными принимать решения по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводится по заявлениям (Приложение N 3 к настоящей Инструкции) с просьбой о приеме их руководством МИД России либо руководителями структурных подразделений Министерства с изложением существа вопроса и приложением к заявлению всех необходимых, по мнению заявителя, документов.
36. Заявления передаются должностным лицам Приемной, которые после регистрации направляют их в соответствующие структурные подразделения Министерства.
37. Прием граждан осуществляется в помещении Приемной по адресу: Денежный переулок, дом 19, с понедельника по четверг с 10.00 до 12.00 и с 15.00 до 17.00, по пятницам с 10.00 до 12.00 и с 15.00 до 16.30. Телефон: 244-12-83. Факс: 244-34-48. Электронный адрес: ministry@mid.ru.
Приложение N 1
Правила работы с почтовыми отправлениями, вызывающими подозрение на содержание веществ или предметов, опасных для жизни и здоровья людей
1. Основные признаки почтовых отправлений, опасных для жизни и здоровья людей:
1.1. Химические, взрывоопасные, сильнодействующие, едкие и ядовитые вещества, а также биологические агенты могут пересылаться в почтовых отправлениях:
а) в виде сыпучих сухих веществ;
б) в виде различных предметов-носителей;
в) посредством пропитки бумажных вложений с разной структурой бумаги, почтовых марок и служебных наклеек;
г) в виде металлических предметов, проводов, а также вложений по форме и размерам, напоминающим спичку, небольшой цилиндр или диск, которые могут являться элементами взрывного устройства.
1.2. Характерными внешними признаками почтовых отправлений, содержащих постороннее вложение, которое может представлять потенциальную опасность для жизни или здоровья людей, являются:
а) неравномерная толщина письма (вес и форма взрывчатого (воспламеняющегося) вещества могут сделать конверт или упаковку неравномерно заполненными, сместив основной вес (центр тяжести) на одну сторону);
б) наличие необычного запаха, исходящего от отправления;
в) наличие в отправлениях сыпучих веществ;
г) наличие на упаковке отправления жировых наслоений (пятен) или проколов;
д) использование самодельных упаковок для почтовых отправлений, позволяющих злоумышленнику компактно разместить и надежно спрятать элементы взрывного устройства;
е) наличие каких-либо звуков внутри почтового отправления (тиканье, свист, шипение, жужжание);
ж) почтовая марка, оттиск календарного штемпеля на конверте не соответствуют названию государства в обратном адресе;
з) надписи на почтовых отправлениях, если они носят угрожающий характер или выполнены печатными буквами от руки, на наклейках или из вырезанных букв.
2. Порядок действий при обнаружении подозрительного почтового отправления:
2.1. Вся вызывающая обоснованное подозрение корреспонденция не вскрывается и подлежит досмотру на рентгеновском интроскопе "Калан-2м", установленном в помещении Экспедиции и предназначенном для выявления взрывных устройств и порошкообразных веществ.
2.2. Сотруднику канцелярии Приемной в случае обнаружения в полученной из Экспедиции почте подозрительного почтового отправления необходимо:
а) конверт не вскрывать;
б) выключить принудительную вентиляцию помещения, где было обнаружено подозрительное почтовое отправление, закрыть окна, фрамуги, форточки, двери;
в) прекратить доступ в помещение других сотрудников;
г) не покидая помещения, немедленно доложить об обнаружении подозрительного почтового отправления своему непосредственному начальнику;
д) подозрительное почтовое отправление поместить в полиэтиленовый пакет, завязать его подручным материалом и до прибытия специалистов оставить в закрытом помещении, где оно было обнаружено. В случае вскрытия емкости (мешок, контейнер, пакет, конверт), в котором визуально вскрытия емкости (мешок, контейнер, пакет, конверт), в котором визуально определяются следы сыпучего вещества, изъятию подлежат все почтовые отправления, пересылавшиеся в данной емкости, сама емкость, а также предметы, бывшие в непосредственном соприкосновении с ней (ножницы, ручки).
Составление акта (приложение N 2) провести в другом помещении.
е) тщательно вымыть руки, желательно теплой водой с мылом (моющим средством). Работникам, соприкасавшимся с подозрительным почтовым отправлением, прием пищи, воды и курение до приезда и соответствующих указаний специалистов ФСБ России и МВД России запрещается;
ж) при появлении любого недомогания или симптомов заболевания немедленно обратиться за медицинской помощью;
з) по прибытии специалистов ФСБ России и МВД России передать упакованное подозрительное почтовое отправление вместе с актом для исследования под расписку, в которой указываются дата, время, должность и фамилия лица, принявшего подозрительное почтовое отправление.
2.3. Руководителю Экспедиции или Приемной после получения доклада от сотрудника необходимо:
а) принять меры к запрещению доступа сотрудников в помещение, где обнаружен (вскрыт) подозрительный конверт;
б) сообщить о происшествии вышестоящему руководству, в соответствующее структурное подразделение МИД России и дежурную часть 8 отдела милиции по охране МИД России (тел. 244-15-05; 244-13-03);
в) составить пофамильный список лиц, контактировавших с письмом. Обеспечить их нахождение на рабочем месте, ограничив их контакт с другими сотрудниками;
г) после прибытия специалистов ФСБ России и МВД России обеспечить неукоснительное выполнение всех предложенных ими противоэпидемиологических и профилактических мероприятий.