06.09.2007 23:00
Поделиться

Положение о военных комиссариатах

Указ президента об утверждении Положения о военных комиссариатах
Дата подписания: 01.09.2007Опубликован: 06.09.2007
Вступает в силу: 07.09.2007

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о военных комиссариатах.

2. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1372 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5013).

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации
В. Путин

Положение о военных комиссариатах

I. Общие положения

1. Настоящим Положением определяются основные принципы создания военных комиссариатов, их подчиненность, задачи, содержание и обеспечение, а также порядок их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований.

2. Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота).

Военный комиссариат имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства.

3. Военные комиссариаты в своей работе руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящим Положением и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

4. Военные комиссариаты при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований выполняют функции по обеспечению обороны страны путем организации в мирное время подготовки граждан Российской Федерации (далее - граждане) к призыву на военную службу или направления их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, а также поставки техники в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, специальные формирования в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

5. Министр обороны Российской Федерации принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации военных комиссариатов:

1) субъектов Российской Федерации;

2) муниципальных образований, имеющих статус городского поселения, городского округа, внутригородских территорий городов федерального значения, муниципального района;

3) объединенных военных комиссариатов нескольких муниципальных образований.

6. Организация деятельности военных комиссариатов осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

Командующий войсками военного округа (командующий Балтийским флотом) является прямым начальником личного состава военных комиссариатов и руководит их деятельностью.

7. Военные комиссариаты содержатся и комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом в соответствии с их структурой и штатной численностью, устанавливаемыми Министерством обороны Российской Федерации.

Специальная подготовка и переподготовка военнослужащих военных комиссариатов осуществляются в образовательных учреждениях общей системы обучения офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в военном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов мобилизационных органов Вооруженных Сил Российской Федерации и на сборах.

8. Аппарат усиления военного комиссариата (далее - аппарат усиления) создается в мирное время и предназначен для обеспечения оповещения, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, специальные формирования.

Деятельностью аппарата усиления руководит военный комиссар.

Порядок подготовки и нормы привлечения граждан к работе (занятиям по подготовке к работе) в аппарате усиления устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.

В мирное время граждане привлекаются к работе (занятиям по подготовке к работе) в аппарате усиления не менее двух раз в год на основании договора, заключаемого с военным комиссариатом.

Военные комиссариаты информируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований и руководителей организаций о количественном и персональном составе аппарата усиления, помещениях (зданиях), земельных участках, транспортных и других материальных средствах, необходимых для выполнения возложенных на военные комиссариаты задач, а также о планируемых мероприятиях по мобилизационной подготовке с привлечением аппарата усиления.

9. Допуск в военные комиссариаты представителей федеральных органов исполнительной власти для работы с документами по оперативным, мобилизационным и учетно-призывным вопросам осуществляется в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.

10. Проверка состояния мобилизационной готовности и служебной деятельности военных комиссариатов осуществляется в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.

II. Основные задачи военных комиссариатов

11. Основными задачами военных комиссариатов являются:

1) организация и ведение воинского учета;

2) организация учета транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, специальным формированиям по соответствующим перечням, утверждаемым Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

3) координация деятельности по осуществлению первичного воинского учета и контроль за реализацией переданных органам местного самоуправления муниципальных образований полномочий Российской Федерации по осуществлению первичного воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты;

4) разработка планов проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов, совершенствование базы мобилизационного развертывания военных комиссариатов (база мобилизационного развертывания военного комиссариата - совокупность пунктов управления, участков (штабов) оповещения, штабов оповещения и проведения оборонных мероприятий, пунктов сбора, пунктов предварительного сбора мобилизационных ресурсов, совмещенных приемо-сдаточных пунктов транспортных средств (приемо-сдаточных пунктов техники), пунктов заправки горючим, пунктов обогрева и питания личного состава, оснащенных необходимыми средствами управления, связи, оповещения и обеспеченных необходимыми имуществом, оборудованием и транспортными средствами);

5) организация обеспечения в период мобилизации и в военное время мобилизационных потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований;

6) исполнение нарядов штабов военных округов (штаба Балтийского флота), нарядов военных комиссариатов субъектов Российской Федерации (для военных комиссариатов муниципальных образований), заявок командиров комплектуемых органов военного управления, соединений, воинских частей и других организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, по предназначению мобилизационных ресурсов для доукомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований;

7) осуществление при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований призыва по мобилизации и отправке людских ресурсов, поставки транспортных средств в воинские части в сроки и объемах, которые установлены планами проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов;

8) выполнение задач территориальной обороны по решению командующих войсками военных округов (командующего Балтийским флотом);

9) организация при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований работы по морально-психологическому обеспечению мобилизации людских и транспортных ресурсов;

10) организация вручения гражданам, пребывающим в запасе, руководителям организаций, владеющих транспортными средствами, мобилизационных предписаний и нарядов на действия в периоды мобилизации, военного положения и в военное время;

11) обеспечение круглосуточной готовности военных комиссариатов к приему по средствам связи телеграммы "Мобилизационная";

12) участие совместно с подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, другими органами, осуществляющими государственный надзор и контроль за техническим состоянием транспортных средств, в проверке технического состояния транспортных средств, предназначенных для поставки по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, специальные формирования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

13) проведение занятий с гражданами, пребывающими в запасе, предназначенными для доукомплектования военных комиссариатов до штатов военного времени и привлекаемыми в аппараты усиления, с военно-учетными работниками органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций, а также с врачами - специалистами, средним медицинским персоналом и техническими работниками, привлекаемыми к работе по обеспечению мобилизационных мероприятий, подготовке граждан к военной службе, призыву и добровольному поступлению на военную службу, призыву на военные сборы;

14) проведение проверок организаций по вопросам ведения воинского учета, бронирования граждан, пребывающих в запасе, и военно-транспортной обязанности;

15) контроль за целевым использованием субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления муниципальных образований на реализацию переданных им полномочий Российской Федерации по осуществлению первичного воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты;

16) планирование мероприятий по созданию в военное время учебных пунктов обязательного всеобщего военного обучения граждан;

17) организация и проведение при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований мероприятий по первоначальной постановке граждан на воинский учет;

18) организация при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, а также организация и осуществление призыва на военную службу граждан, зачисленных в запас, с присвоением им воинского звания офицера;

19) обеспечение на сборных пунктах вещевым имуществом граждан, призванных на военную службу и направляемых в органы военного управления, соединения, воинские части и другие организации Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации;

20) содействие федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим учет граждан, пребывающих в запасе, в организации мероприятий по воинскому учету;

21) участие совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований и представителями медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) в контроле за медицинским освидетельствованием граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу (военные сборы), и за прохождением ими медицинского обследования;

22) проведение при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований и при участии медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) мероприятий:

по медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы;

по контрольному медицинскому освидетельствованию граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе;

по медицинскому освидетельствованию граждан, не состоящих на военной службе и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военные образовательные учреждения профессионального образования, и граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации;

иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы;

23) организация и проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации и профессиональному психологическому отбору граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, и граждан, поступающих на военную службу по контракту;

24) участие в организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования;

25) контроль за организацией обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в учебных пунктах организаций;

26) организация работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования;

27) отбор кандидатов для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования, а также в образовательные учреждения среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами военной подготовки несовершеннолетних граждан;

28) отбор граждан, пребывающих в запасе, подлежащих призыву на военную службу, на военные сборы, а также поступающих на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, и подготовка материалов для проведения проверок органами федеральной службы безопасности;

29) организация учета граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, и граждан, самовольно оставивших воинские части, предоставление информации о них в правоохранительные органы;

30) организация и проведение с участием органов местного самоуправления муниципальных образований мероприятий, связанных с реализацией гражданами конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в соответствии с законодательством Российской Федерации;

31) ведение учета граждан, пребывающих в запасе, являющихся ветеранами боевых действий, принимавших участие в ликвидации последствий катастроф, аварий в зонах чрезвычайных ситуаций;

32) организация работы по вручению гражданам государственных наград Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации и от его имени;

33) участие совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными и религиозными объединениями, средствами массовой информации в военно-патриотическом воспитании населения в целях пропаганды добровольного поступления граждан на военную службу, обеспечения социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

34) участие совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований в работе по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

35) участие в работе (включая подготовку и направление соответствующих запросов) по розыску архивных документов, подтверждающих участие граждан, уволенных с военной службы, других граждан в Великой Отечественной войне, боевых действиях, а также документов, необходимых для решения вопроса об установлении причинной связи полученных гражданами ранений, контузий, увечий или заболеваний с прохождением ими военной службы;

36) извещение членов семей военнослужащих, погибших или умерших при прохождении военной службы;

37) организация погребения военнослужащих и иных категорий граждан в местностях, где нет военных гарнизонов, а также возмещение расходов на их погребение, изготовление и установку надгробных памятников в порядке и размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации;

38) участие совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными и религиозными объединениями в работе по розыску и увековечению памяти погибших при защите Отечества;

39) взаимодействие с органами службы занятости в переподготовке и трудоустройстве граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

40) организация и проведение работы по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат;

41) организация и осуществление информационной работы по вопросам пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

III. Права и обязанности военного комиссара

12. Военный комиссар руководит работой военного комиссариата.

13. Военный комиссар субъекта Российской Федерации подчиняется командующему войсками военного округа (командующему Балтийским флотом), а по вопросам организационно-мобилизационной работы - заместителю начальника штаба военного округа (заместителю начальника штаба Балтийского флота).

Военный комиссар субъекта Российской Федерации является прямым начальником личного состава военных комиссариатов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. Он определяет обязанности подчиненных ему военных комиссаров и личного состава соответствующего военного комиссариата субъекта Российской Федерации.

Военный комиссар муниципального образования непосредственно подчиняется военному комиссару субъекта Российской Федерации и является прямым начальником личного состава военного комиссариата муниципального образования. Он определяет обязанности подчиненного ему личного состава.

14. Военный комиссар:

1) издает приказы в пределах своих полномочий;

2) заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, договоры с организациями по обеспечению исполнения воинской и военно-транспортной обязанности, договоры аренды зданий и помещений для выполнения задач, возложенных на военные комиссариаты, договоры на выполнение работ, оказание услуг и поставку материальных средств, связанных с деятельностью военного комиссариата, в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству обороны Российской Федерации и выделяемых военному комиссариату на соответствующие цели;

3) рассматривает дела об административных правонарушениях и налагает административные взыскания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, при необходимости передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

15. Военный комиссар отвечает:

1) за организацию и поддержание боевой и мобилизационной готовности военного комиссариата (подчиненных военных комиссариатов);

2) за выполнение задач, возложенных на военный комиссариат (подчиненные военные комиссариаты);

3) за организацию профессионально-должностной и специальной подготовки, за воспитание, воинскую, служебную и трудовую дисциплину и морально-психологическую подготовку подчиненного ему личного состава;

4) за состояние и сохранность вооружения, военной техники, материальных и финансовых средств, бланков строгой отчетности;

5) за отбор граждан для исполнения специальных обязанностей военной службы;

6) за медицинское, финансовое, социально-бытовое обеспечение подчиненного ему личного состава.

16. Военный комиссар обязан:

1) обеспечивать выполнение личным составом военного комиссариата поставленных перед ним задач по организации воинской и военно-транспортной обязанности, накоплению мобилизационных людских и транспортных ресурсов;

2) организовывать разработку и уточнение плана проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов, а также выполнение мероприятий по содержанию базы мобилизационного развертывания военного комиссариата в готовности к выполнению задач и по совершенствованию этой базы;

3) обеспечивать выполнение в установленном порядке плана проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов при осуществлении мобилизационных мероприятий;

4) организовывать взаимодействие военного комиссариата с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований и комплектуемыми воинскими частями;

5) оказывать содействие командирам воинских частей в подборе помещений (зданий) и земельных участков, пригодных для размещения воинских частей, воинских формирований и органов, специальных формирований, с оформлением соответствующих ордеров и нарядов;

6) организовывать во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, проведение мероприятий по отбору граждан на военную службу по контракту, включая медицинское освидетельствование и оформление необходимых документов;

7) организовывать профессионально-должностную подготовку военнослужащих и специальную подготовку гражданского персонала военного комиссариата;

8) знать деловые и морально-психологические качества подчиненных, осуществлять в пределах своих полномочий подбор, расстановку и аттестацию офицеров, прапорщиков (мичманов) в соответствии с квалификационными требованиями, руководить отбором кандидатов для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования, создавать кадровый резерв;

9) руководить финансовой, экономической и хозяйственной деятельностью военного комиссариата, обеспечивать законное, экономное и эффективное использование выделенных денежных средств, нефинансовых активов и иного имущества, соблюдение бюджетной, налоговой, платежной, кассовой и штатно-тарифной дисциплины;

10) принимать меры по предупреждению нарушений при использовании имущества, а также по возмещению виновными лицами причиненного ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации;

11) руководить работой военного комиссариата по организации пенсионного и социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначению указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий, предоставлению компенсаций и других выплат, в том числе обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, а также по увековечению памяти погибших (умерших) военнослужащих, изготовлению и установке надгробных памятников;

12) организовывать взаимодействие военного комиссариата с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований по предоставлению гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации;

13) организовывать работу по судебной защите прав и законных интересов Министерства обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации;

14) руководить научной деятельностью, изобретательской и рационализаторской работой в военном комиссариате;

15) организовывать охрану зданий и помещений военного комиссариата, а также выполнение в пределах своих полномочий мероприятий по противодействию терроризму;

16) обеспечивать контроль за законностью и обоснованностью выдачи гражданам документов воинского учета, удостоверений и других документов;

17) проводить проверки, учения и тренировки, осуществлять анализ состояния боевой, мобилизационной готовности и служебной деятельности военного комиссариата, определять меры по их совершенствованию;

18) организовывать проведение проверок готовности организаций, зарегистрированных на территории, на которой осуществляет свою деятельность военный комиссариат, к обеспечению оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части, проверок состояния воинского учета, бронирования граждан, пребывающих в запасе, и исполнения военно-транспортной обязанности в этих организациях;

19) осуществлять контроль за реализацией переданных органам местного самоуправления муниципальных образований полномочий Российской Федерации по осуществлению первичного воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, а также за целевым расходованием субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления муниципальных образований на эти цели;

20) обеспечивать выполнение мероприятий по защите государственной тайны и созданию условий для правильной организации режима секретности, ведения секретного и мобилизационного делопроизводства;

21) осуществлять контроль за несением внутренней службы, проверять лично не реже двух раз в месяц несение службы суточным нарядом;

22) обеспечивать выполнение требований противопожарной безопасности, содержание и правильную эксплуатацию зданий, помещений и территории, закрепленной за военным комиссариатом;

23) обеспечивать представление отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

17. Не допускается возложение на военного комиссара и подчиненных ему должностных лиц обязанностей, не предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

IV. Обеспечение деятельности военных комиссариатов

18. Материально-техническое, финансовое и другие виды обеспечения деятельности военных комиссариатов осуществляются за счет средств федерального бюджета в установленном порядке.

Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает военные комиссариаты вооружением и военной техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа (Балтийского флота) в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета Министерству обороны Российской Федерации на эти цели.

19. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований оказывают содействие военным комиссариатам в предоставлении зданий, помещений, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов (включая здания и помещения, необходимые для размещения самих военных комиссариатов) и в пределах норм, установленных Министерством обороны Российской Федерации.

Оплата аренды зданий и помещений, занимаемых военными комиссариатами, помещений призывных пунктов, жилых помещений, арендуемых для проживания военнослужащих и членов их семей, помещений (зданий) и земельных участков, используемых аппаратом усиления, за фактическое время их использования производится в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета Министерству обороны Российской Федерации.

Поделиться