Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 июля 2008 г.
Регистрационный N 11913
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 47, ст. 4933; 2007, N 50, ст. 6285; 2008, N 18, ст. 2063) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент по предоставлению государственных информационно-консультационных услуг.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра А.И.Денисова.
Министр С. Лавров
Административный регламент по предоставлению государственных информационно-консультационных услуг
I. Общие положения
1.1. Административный регламент по предоставлению государственных информационно-консультационных услуг (далее - Регламент) разработан в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания благоприятных условий для получателей государственной услуги, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по предоставлению государственных информационно-консультационных услуг (далее - государственная услуга).
1.2. Государственная услуга предоставляется в соответствии с: Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2003, N 25 ст. 5038; 2004, N 34, ст. 3535; 2005, N 27, ст. 2717; N 52, ст. 5572; 2006, N 43, ст. 4412; N 52, ст. 5503; 2007, N 18, ст. 2117; N 46, ст. 5553),
Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060),
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 г. "Об утверждении Консульского Устава СССР" (Ведомости ВС СССР, 1976, N 27, ст. 404),
Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 865 "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2880; 2005, N 19, ст. 1782; N 43, ст. 4371; 2007, N 5, ст. 637; N 38 ст. 4511),
Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 1330 "Об утверждении Положения о Консульском учреждении Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5509),
Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г. N 1497 "Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 45, ст. 5090),
приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации от 11 марта 2002 г. N 2792 "Об утверждении Положения о Представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 апреля 2002 г., регистрационный N 3405) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, N 19),
приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. N 19640 "Об утверждении Тарифа сборов за услуги, оказываемые Министерством иностранных дел Российской Федерации и Представительствами Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 февраля 2006 г., регистрационный N 7520) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2006, N 10) (далее - Приказ МИД России).
1.3. Государственную услугу на территории Российской Федерации предоставляют Министерство иностранных дел Российской Федерации (далее - МИД России) и представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - территориальные органы).
1.4. Государственную услугу на территории иностранных государств предоставляют дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации (далее - загранучреждения).
1.5. Получателями государственной услуги являются физические, юридические лица, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (далее - заявители).
1.6. Конечным результатом предоставления государственной услуги является направление заявителю запрошенной информации.
II. Требования к порядку предоставления услуги
Порядок информирования о правилах предоставления государственной услуги
2.1 Почтовый адрес МИД России:
119200, Москва, Смоленская-Сенная пл., 32/34.
Телефон справочной МИД России: 244-16-06
Факс: 244-34-48
Телефон канцелярии приемной МИД России: 244-12-83.
График работы:
понедельник-четверг
с 10-00 до 12-00 и с 15-00 до 17-00
пятница
с 10-00 до 12-00 и с 15-00 до 16-30
суббота, воскресенье - выходной
Электронная почта: ministry@mid.ru
Официальный сайт МИД России: www.mid.ru
2.2. Информация о территориальных органах, предоставляющих государственную услугу, с указанием их адресов, контактных телефонов и адресов электронной почты представлена в приложении N 1 к настоящему Регламенту, а также на официальном сайте МИД России www.mid.ru в разделе "Представительства МИД России в субъектах Федерации".
2.3. Информация о загранучреждениях (с указанием их адресов, контактных телефонов и официальных сайтов), предоставляющих государственную услугу за пределами Российской Федерации, представлена на официальном сайте МИД России www.mid.ru в разделе "Дипломатические и консульские представительства России за рубежом".
2.4. Информация по вопросам предоставления государственной услуги может быть предоставлена заявителям:
- по телефону;
- по письменному обращению;
- при личном обращении в МИД России, территориальные органы, загранучреждения;
- на официальных сайтах МИД России и загранучреждений.
Индивидуальное устное информирование заявителя по вопросам предоставления государственной услуги по телефону
2.5. Индивидуальное устное информирование заявителя по телефону по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется уполномоченными должностными лицами МИД России, территориальных органов, загранучреждений.
2.6. Должностное лицо, осуществляющее индивидуальное устное информирование по телефону, должно принять все необходимые меры для дачи полного и оперативного ответа на поставленные вопросы.
2.7. Индивидуальное устное информирование заявителя по телефону должностное лицо, осуществляющее индивидуальное устное информирование, осуществляет не более 10 минут.
Индивидуальное письменное информирование заявителя по вопросам предоставления государственной услуги
2.8. В случае если для подготовки ответа требуется продолжительное время, должностное лицо, осуществляющее индивидуальное устное информирование, может предложить заявителю обратиться за необходимой информацией в письменном виде.
2.9. Индивидуальное письменное информирование о правилах предоставления государственной услуги при обращении заявителя в МИД России, территориальные органы, загранучреждения осуществляется путем направления ответов почтовым отправлением.
2.10. Ответ на обращение заявителя предоставляется в простой, четкой и понятной форме с указанием должности, фамилии, имени, отчества, номера телефона исполнителя.
2.11. При индивидуальном письменном информировании о правилах предоставления государственной услуги ответ направляется заявителю в течение 10 рабочих дней со дня поступления обращения.
Личное обращение заявителей в территориальные органы или загранучреждения
2.12. Прием заявителей осуществляется должностными лицами МИД России, территориальных органов, загранучреждений.
Время ожидания в очереди не должно превышать 30 минут. Прием заявителей ведется либо с помощью электронной системы управления очередью или, в случае отсутствия подобной системы, в порядке живой очереди.
Индивидуальное устное информирование заявителя должностное лицо, ведущее личный прием, осуществляет не более 15 минут.
Сроки предоставления государственной услуги
2.13. Срок предоставления государственной услуги составляет 30 рабочих дней с момента получения должностным лицом, ответственным за предоставление государственной услуги, в МИД России или территориальном органе соответствующего обращения от заявителя, оформленного в соответствии с требованиями настоящего Регламента.
2.14. В случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы срок предоставления государственной услуги составляет 30 рабочих дней с момента прекращения действия данных обстоятельств.
2.15. Об увеличении срока предоставления государственной услуги заявитель информируется в течение 5 рабочих дней с момента наступления обстоятельств непреодолимой силы.
Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги
2.16. Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются следующие обстоятельства:
- запрашиваемая информация не входит в перечень сведений для передачи заявителям в рамках предоставления государственных информационно-консультационных услуг (перечень закреплен разделом IV Приказа МИД России);
- подача заявок авиакомпаниями с нарушением сроков, определяемых правилами зарубежных стран;
- заявитель не предоставил платежный документ, подтверждающий оплату государственной услуги (за исключением заявителей, освобожденных от уплаты сбора за оказание государственной услуги);
- возникновение обстоятельств непреодолимой силы.
Требования к местам предоставления государственной услуги
2.17. Местами для предоставления государственной услуги в МИД России, территориальных органах, загранучреждениях являются помещения для приема посетителей, оборудованные отдельным входом или находящиеся в отдельно стоящих зданиях. На территории, прилегающей к МИД России, территориальному органу, загранучреждению, могут быть оборудованы места для парковки автотранспортных средств. Вход в помещение оборудуется соответствующим указателем.
Внутри помещений для приема посетителей или на информационных стендах территориальных органов, загранучреждений размещается текстовая информация о порядке предоставления государственной услуги, необходимых документах и образцах их заполнения, а также об оплате консульского и иных сборов.
Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги
2.18. Заявитель для получения государственной услуги должен предоставить в МИД России, территориальные органы, загранучреждения с использованием средств почтовой, факсимильной связи, электронной почты:
- обращение о предоставлении государственной услуги;
- документ, подтверждающий оплату соответствующего сбора.
2.19. В обращении на предоставление государственной услуги указывается:
- перечень вопросов, интересующих заявителя;
- контактный телефон, а также почтовый адрес заявителя;
- в случае если заявителю необходима справочная информация в отношении российского или иностранного юридического лица, в обращении указываются юридический/фактический адрес, номера телефонов, факсов интересующего юридического лица;
- в случае если заявителю необходимо получение по дипломатическим каналам разрешений на чартерные полеты в воздушном пространстве и посадку на территории иностранных государств при выполнении воздушными судами российских авиакомпаний международных чартерных рейсов с коммерческими целями, он должен предоставить полные сведения в соответствии с требованиями авиационных властей иностранных государств (указанная информация размещена на сайте www.mid.ru).
Оплата предоставления государственной услуги
2.20. За предоставление государственной услуги взимаются определенные действующим законодательством Российской Федерации сборы на основании статьи 57 Консульского устава СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик от 25 июня 1976 г.; статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ; пункта 9 Положения о консульском учреждении Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 1330; приказа МИД России от 12 декабря 2005 г. N 19640 "Об утверждении Тарифа сборов за услуги, оказываемые Министерством иностранных дел Российской Федерации и Представительствами Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации".
От уплаты сборов за государственную услугу, предоставляемую МИД России, территориальными органами на территории Российской Федерации, освобождаются федеральные органы государственной власти и организации, финансируемые исключительно за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
III. Административные процедуры
Описание последовательности действий при предоставлении государственной услуги на территории Российской Федерации
3.1. Основанием для начала предоставления государственной услуги является поступление от заявителя в адрес МИД России или территориальных органов по средствам почтовой, факсимильной, электронной связи комплекта документов, указанных в п. 2.18. настоящего Регламента (далее - обращение).
3.2. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
- регистрация обращения в соответствующем структурном подразделении центрального аппарата МИД России или территориальном органе;
- проверка правильности оформления документов;
- подготовка запроса на предоставление требуемой заявителю информации;
- подготовка ответа заявителю.
Последовательность действий при предоставлении государственной услуги на территории Российской Федерации наглядно представлена в приложении N 2 к настоящему Регламенту.
Регистрация обращения в соответствующем структурном подразделении центрального аппарата МИД России или территориальном органе
3.3. Поступившее обращение в течение 2 рабочих дней в установленном порядке регистрируется, вводится в электронную систему учета документов. Обращению присваивается внутренний входящий номер.
Проверка правильности оформления документов
3.4. Должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги в МИД России или территориальном органе, определяет правильность оформления обращения, наличие платежного документа, подтверждающего оплату сбора, а также входит ли запрашиваемая информация в перечень сведений для передачи заявителям в рамках предоставления государственной услуги.
3.5. В случае если документы оформлены неправильно, в них отсутствуют необходимые для предоставления государственной услуги сведения, а также запрашиваемая информация не входит в перечень сведений для передачи заявителям в рамках предоставления государственной услуги, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, готовит мотивированное уведомление об отказе в приеме документов.
3.6. Уведомление об отказе в приеме документов должно содержать причины отказа и способы их устранения.
3.7. Уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги подписывается руководителем соответствующего структурного подразделения центрального аппарата МИД России или руководителем территориального органа.
3.8. Уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги в течение 5 рабочих дней направляется заявителю по почте.
3.9. Датой принятия обращения считается день регистрации обращения, оформленного в соответствии с требованиями настоящего Регламента.
Подготовка запроса на предоставление требуемой заявителю информации
3.10. На основании обращения ответственное за предоставление государственной услуги должностное лицо в МИД России или территориальном органе, с целью получения необходимой информации, готовит запрос, в котором указывается перечень вопросов, интересующих заявителя. Срок подготовки запроса составляет 3 рабочих дня.
3.11. Запрос в течение 2 рабочих дней в установленном порядке регистрируется, ему присваивается исходящий номер и направляется в загранучреждение, территориальный орган МИД России, органы государственной власти, коммерческие и иные организации в письменной, электронной форме или факсимильной связью.
Подготовка ответа заявителю
3.12. Должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги в МИД России или территориальном органе, на основании полученных из загран учреждений, территориальных органов, органов государственной власти, коммерческих и иных организаций материалов готовит информационную справку по интересующим заявителя вопросам и направляет ее по почтовому адресу последнего.
3.13. Срок подготовки информационной справки составляет 7 рабочих дней со дня получения должностным лицом, ответственным за предоставление государственной услуги в МИД России или территориальном органе, требуемых материалов.
3.14. По просьбе заявителя отправка информационной справки может быть продублирована с использованием средств факсимильной связи, электронной почты.
Описание последовательности действий при предоставлении государственной услуги на территории иностранных государств
3.15. Основанием для начала предоставления государственной услуги является поступление в адрес соответствующего загранучреждения по средствам почтовой, факсимильной, электронной связи, обращения от заявителя на предоставление государственной услуги.
3.16. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
- регистрация обращения в соответствующем загранучреждении;
- проверка правильности оформления документов;
- подготовка запроса на предоставление требуемой заявителю информации;
- подготовка ответа заявителю.
Последовательность действий при предоставлении государственной услуги на территории иностранных государств наглядно представлена в приложении N 3 к настоящему Регламенту.
Регистрация обращения в соответствующем загранучреждении
3.17. Полученное обращение в течение 2 рабочих дней регистрируется, вводится в электронную систему учета документов или вносится в журнал регистрации документов. Обращению присваивается внутренний входящий номер.
Проверка правильности оформления документов
3.18. Должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги в загранучреждении, определяет правильность оформления обращения, наличие платежного документа, подтверждающего оплату государственной услуги, а также входит ли запрашиваемая информация в перечень сведений для передачи заявителям в рамках предоставления государственных информационно-консультационных услуг.
3.19. В случае если обращение оформлено неправильно, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги в загранучреждении, действует в соответствии с пунктами 3.5., 3.6. настоящего Регламента.
3.20. Уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги подписывается руководителем соответствующего загранучреждения.
3.21. Уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги в течение 5 рабочих дней направляется заявителю по почте.
3.22. Датой принятия обращения считается день регистрации обращения, оформленного в соответствии с требованиями настоящего Регламента.
Подготовка запроса на предоставление требуемой заявителю информации
3.23. На основании полученного обращения должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги в загранучреждении, с целью предоставления заявителю необходимой информации направляет запрос в МИД России, в котором указывается перечень вопросов, интересующих заявителя (срок подготовки запроса составляет 3 рабочих дня), или осуществляет сбор требуемых сведений, используя возможности загранучреждения.
Подготовка ответа заявителю
3.24. Должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги в загранучреждении, на основании полученных из МИД России или собранных самостоятельно материалов готовит информационную справку по интересующим заявителя вопросам и направляет ее по почтовому адресу последнего.
3.25. Срок подготовки информационной справки составляет 7 рабочих дней со дня получения должностным лицом, ответственным за предоставление государственной услуги в загранучреждении, требуемых материалов.
3.26. По просьбе заявителя отправка информационной справки может быть продублирована с использованием средств факсимильной связи, электронной почты.
IV. Порядок и формы контроля за предоставлением государственной услуги
4.1. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственной услуги, принятием решений ответственными должностными лицами МИД России или территориальных органов осуществляется руководителями соответствующих подразделений Центрального аппарата МИД России, территориальных органов.
4.2. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственной услуги, принятием решений ответственными должностными лицами загранучреждения осуществляется руководителем загранучреждения.
4.3. Текущий контроль осуществляется путем проведения проверок соблюдения и исполнения ответственными должностными лицами положений Административного регламента.
4.4. Проверки могут быть плановыми и неплановыми. Порядок и периодичность осуществления плановых проверок качества предоставления государственной услуги устанавливаются планом работы МИД России, территориального органа, загран учреждения и утверждаются руководством МИД России, территориального органа, загранучреждения. Проверка также может проводиться по конкретному обращению заявителя.
4.5. Проверки осуществляются на основании индивидуальных правовых актов (приказов) МИД России, территориальных органов, загранучреждений.
Для проведения проверки формируется комиссия, в состав которой включаются государственные служащие МИД России, территориальных органов, загранучреждений.
Деятельность комиссии осуществляется в соответствии и индивидуальными правовыми актами (приказами) МИД России, территориальных органов, загранучреждений.
Результаты деятельности комиссии оформляются в виде акта, в котором отмечаются выявленные недостатки и предложения по их устранению.
4.6. По результатам проведенных проверок, в случае выявления нарушений соблюдения положений Административного регламента, виновные должностные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
V. Порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица при предоставлении государственной услуги
5.1. Заявитель (его представитель) вправе обратиться с жалобой на действия (бездействие) и решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги, в МИД России или в судебные органы (далее - обращение).
5.2. Заявитель (его представитель) вправе обратиться с жалобой в устной или письменной форме.
5.3. Заявитель (его представитель) может сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, действиях или бездействиях должностных лиц МИД России, территориальных органов, загранучреждений, нарушении положений настоящего Регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики на официальном сайте МИД России (www.mid.ru) и по электронной почте МИД России (ministry@mid.ru).
Сообщение заявителя должно содержать следующую информацию:
- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя, его место жительства или пребывания;
- наименование органа, фамилию, имя, отчество должностного лица (при наличии информации) решения, действия (бездействие) которого нарушают права и законные интересы заявителя;
- суть нарушения прав и законных интересов, противоправного решения, действия (бездействия);
- сведения о способе информирования заявителя о принятых мерах по результатам рассмотрения его сообщения.
5.4. Заявитель в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает следующую информацию:
- наименование государственного органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя, подающего жалобу;
- почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
- суть жалобы;
- личную подпись заявителя и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению соответствующие документы и материалы либо их копии.
5.5. Обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в МИД России и должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня его регистрации. Срок рассмотрения указанного обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней, о чем сообщается лицу, подавшему это обращение, в письменной форме с указанием причин продления.
5.6. В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
5.7. МИД России при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
5.8. В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
5.9. В случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в МИД России или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
5.10. Ответ на обращение направляется заявителю (его представителю) по почтовому адресу, указанному в обращении, в пределах сроков, указанных в пункте 5.5. настоящего Регламента.
5.11. Заявитель вправе обжаловать действия (бездействие) должностного лица, а также принимаемые им решения при предоставлении государственной услуги в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
5.12. Если в результате рассмотрения жалоба признана обоснованной, то соответствующим должностным лицом МИД России принимается решение об устранении недостатков, выявленных по результатам рассмотрения жалобы, и о привлечении к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации должностного лица, ответственного за действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе предоставления государственной услуги.