Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 октября 2010 г. Регистрационный N 18594
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст.3426; 2001, N 33 (часть 1), ст.3429; 2002, N 1 (часть 1), ст.2; 2003, N2, ст.168; N 13, ст. 1181; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 1, ст. 10; N 19, ст. 2063; 2007, N 1 (часть 1), ст. 21; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5557; 2008, N 52 (часть 1), ст.6236), Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст. 3049; 2006, N 3, ст.301; N 23, ст. 2522; N 48, ст.5032; N 50, ст. 5354; 2007, N 16, ст. 1912; N 25, ст. 3039; N 32, ст. 4145; 2008, N 7, ст. 597; N 17, ст. 1897; N 23, ст. 2719; N 38, ст. 4309; N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 142; N 3, ст.378; N 6, ст. 738; N 9, ст. 1119; N 18 (часть 2), ст. 2249; N 33, ст.4086, 2010; N9, ст.960; N13, ст. 1514; N 25, ст.3169; N26, ст.3350; N 30, ст. 4096), Положением о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 г. N 643 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст.4051, а также учитывая итоги рассмотрения данного вопроса на Правлении Федеральной службы по тарифам (протокол Правления ФСТ России от 31 августа N 54-т), приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Методику расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании экономически обоснованного индекса к действующему уровню тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки.
2. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке
И.о. Руководителя
Федеральной службы по тарифам
Д. Сальков
Приложение
I. Общие положения
1. Настоящая Методика расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании экономически обоснованного индекса к действующему уровню тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки (далее - Методика) разработана в соответствии с Положением о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст. 4051) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643).
2. Методика предназначена для использования Федеральной службой по тарифам и субъектами естественных монополий в сфере грузовых железнодорожных перевозок, выполняющими работы (оказывающими услуги), включенные в перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (далее - субъекты регулирования) тарифы, сборы и платы в отношении которых, регулируются государством, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, при формировании финансовых планов субъектов регулирования на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу, при определении потерь доходов субъектов регулирования, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
3. Настоящая Методика определяет основные положения по расчету:
экономически обоснованных затрат, необходимых для надежного и безопасного функционирования субъекта регулирования в целях удовлетворения потребностей в перевозках, определяемых на очередной период регулирования с применением метода их постатейной индексации с учетом изменения индексов цен производителей на внутреннем рынке;
нормативной прибыли, учитываемой при формировании тарифов, сборов и платы, определяемой исходя из стоимости основных средств и иных активов, необходимых для выполнения соответствующих работ (оказания услуг), размеров инвестиционных расходов субъекта регулирования и нормы доходности (рентабельности) на капитал, необходимой для осуществления регулируемой деятельности и обеспечивающей развитие железнодорожного транспорта.
4. Понятия, используемые в настоящей Методике, соответствуют определениям, данным в Федеральных законах: от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации 1995, N 34, ст.3426; 2001, N 33 (часть 1), ст.3429; 2002, N 1 (часть 1), ст.2; 2003, N2, ст.168;N 13, ст. 1181; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 1, ст. 10; N 19, ст. 2063; 2007, N 1 (часть 1), ст. 21; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5557; 2008, N 52 (часть 1), ст.6236), от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2003, N2, ст. 169; N28, ст.2884; 2007, N46, ст.5554; 2008, N30 (часть 1), ст. 3597; N30 (часть 2), ст.3616; N52 (часть 1), ст.6249;2009, N1, ст.21), от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N2, ст.170; N28, ст.2891; 2006, N50, ст.5279; 2007, N27, ст.3213; N46, ст.5554; 2008, N30 (часть 2), ст.3616), постановлении Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643.
II. Определение экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли,
учитываемых при формировании экономически обоснованного индекса
к действующему уровню тарифов,
сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки
5. Расчет размера экономически обоснованных затрат и нормативной
прибыли осуществляется на базе показателей финансовых планов субъектов
регулирования, формируемых с учетом данных раздельного учета доходов,
расходов и финансовых результатов по видам деятельности.
6. Расчет экономически обоснованных затрат осуществляется по основной деятельности субъекта регулирования. Методика используется при определении экономически обоснованных затрат в переходный период, связанный с созданием дочерних зависимых обществ (далее - ДЗО) вплоть до их полного хозяйственного обособления в рамках реализации структурной реформы.
7. Расчет экономически обоснованных затрат основывается на:
- прогнозных параметрах социально-экономического развития Российской Федерации на период, на который рассчитываются тарифы, сборы и плата (расчетный период регулирования);
- налоговом законодательстве Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации о бухгалтерском учете;
- данных отраслевой и межотраслевой статистической отчетности за предыдущие периоды;
- прогнозных показателях финансового плана и инвестиционной программы субъекта регулирования на прогнозный период регулирования.
8. Экономически обоснованные затраты, связанные с оказанием регулируемых услуг субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, включают следующие группы расходов (элементы затрат):
оплата труда;
отчисления на социальные нужды;
топливо;
электрическую энергию;
материалы;
прочие материальные затраты;
амортизация основных средств;
прочие расходы.
9. Экономически обоснованные затраты по основной деятельности по каждому элементу затрат формируются на основе базовых показателей финансового плана компании за период, предшествующий расчетному периоду регулирования (базисный период), утвержденного советом директоров компании (для ОАО "РЖД", в том числе одобренного Правительством Российской Федерации) и показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на соответствующий период, а также с учетом обоснованных потребностей компании в осуществлении программ капитального ремонта инфраструктуры и подвижного состава.
При получении отчетных показателей деятельности компании за базисный период данные показатели приняты в качестве базовых показателей при условии их соответствия показателям финансового плана, утвержденного советом директоров компании.
Соответствие отчетных показателей показателям финансового плана, утвержденного советом директоров компании, определяется по каждому элементу затрат с учетом изменения объемов транспортной работы, индексов потребительских цен, цен производителей и других показателей по сравнению с аналогичными показателями, принятыми при разработке финансового плана компании.
При этом в базовом периоде восстанавливаются расходы, исключенные в результате роста тарифной нагрузки на пользователей услугами железнодорожного транспорта, в том числе в связи с переходом на режим неполного рабочего времени, временным снижением объема ремонтных работ с переносом их на последующие периоды.
При необходимости в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001г. N 384 "О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2366; 2004, N 52 (часть 2), ст. 5482; 2009, N 30, ст. 3837) из базовой величины расходов исключаются затраты связанные с созданием ДЗО и независимых обществ, принимающих от субъекта регулирования конкретные виды деятельности. Изменения расходов, связанные с созданием ДЗО и независимых обществ, рассчитываются субъектом регулирования с учетом изменений количества структурных подразделений, средней списочной численности работников всех профессий и должностей субъекта регулирования, а также численности отдельных групп и профессий работников, в том числе использующих спецодежду в эксплуатации, форменную одежду, численности инвентарного парка локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, количества оборудования и устройств, объема (кубатуры) производственных помещений, количества световых точек в расчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
В переходный период до разработки новой системы показателей работы субъекта регулирования, позволяющих оценивать его деятельность в условиях создания ДЗО и обособления отдельных видов деятельности, расчет изменения расходов, связанных с созданием ДЗО и независимых обществ, представляется субъектом регулирования по каждому элементу затрат.