Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 октября 2010 г.
Регистрационный N 18780
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2009 N 377-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52 (1 ч.), ст. 6453), постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.03.2010 N 190 "О внесении изменений в Положение об уголовно-исполнительных инспекциях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 14, ст. 1655), от 31.03.2010 N 198 "Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 14, ст. 1663) и в целях организации исполнения наказания в виде ограничения свободы приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы.
2. Федеральной службе исполнения наказаний (Реймер А.А.) обеспечить исполнение Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра Смирнова А.А.
Министр
А. Коновалов
Приложение
Инструкция по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет организацию исполнения уголовно-исполнительными инспекциями (далее - инспекции) наказания в виде ограничения свободы.
2. Инспекции в своей деятельности при исполнении наказания в виде ограничения свободы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федераций, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и Инструкцией.
3. Инспекции готовят статистическую отчетность ФСИН России, а также информационно-аналитические и другие документы для территориальных органов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС).
4. Инспекции взаимодействуют с органами местного самоуправления и социальными службами в решении вопросов оказания осужденным к ограничению свободы помощи в трудоустройстве.
5. Территориальные органы УИС осуществляют организационно-методическое руководство, контроль за деятельностью инспекций и оказание им практической помощи.
II. Порядок принятия к исполнению приговора суда (определения, постановления) и постановки осужденного на персональный учет
6. Исполнение наказания в виде ограничения свободы осуществляется на основании копии обвинительного приговора (определения, постановления) суда, вступившего в законную силу.
7. В случаях изменения приговора в установленном законом порядке к копии приговора суда администрацией исправительного учреждения, инспекцией приобщаются:
при изменении приговора - копия определения суда кассационной инстанции либо копия определения (постановления) суда надзорной инстанции;
при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания - копия определения (постановления) суда;
при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания в порядке помилования - документы об исполнении соответствующего акта о помиловании, поступившие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
8. В случае возникновения сомнений и неясностей при исполнении приговора (определения, постановления) суда в целях их устранения в установленном законом порядке инспекция разъясняет осужденному его право на обращение в суд для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора, и внесения соответствующих изменений1 .
9. При наличии на осужденного других неисполненных приговоров, если в последнем по времени приговоре не присоединена неотбытая часть наказания по предыдущим приговорам и не указано о самостоятельном исполнении приговоров, инспекция обращается в суд для решения вопроса об определении окончательной меры наказания по совокупности приговоров.
10. В день поступления копии приговора (определения, постановления) суда инспекция регистрирует его в журнале входящих документов и журнале учета осужденных к ограничению свободы (приложение N 1).
11. В день регистрации копии приговора (определения, постановления) суда инспекция:
направляет в суд, вынесший приговор (определение, постановление), извещение о принятии его к исполнению, которое составляется на бланке инспекции2 (рекомендуемый образец приводится в приложении N 2);
направляет извещение (рекомендуемый образец приводится в приложении N 2) в исправительное учреждение о получении документов, указанных в пунктах 9, 10 Инструкции, при освобождении осужденного из исправительного учреждения;
заводит на каждого осужденного личное дело (рекомендуемый образец приводится в приложении N 3), ведомость надзора (рекомендуемый образец приводится в приложении N 4);
при назначении осужденному дополнительного вида наказания заводит два личных дела осужденного.
12. При получении из другой инспекции личного дела осужденного, изменившего место жительства (работы), в данную инспекцию в тот же день направляется подтверждение о получении личного дела (рекомендуемый образец приводится в приложении N 5).
13. Инспекция не позднее 15 суток со дня получения документов, указанных в пунктах 9, 10 Инструкции, вручает осужденному к наказанию в виде ограничения свободы (далее - осужденный) под роспись официальное уведомление (рекомендуемый образец приводится в приложении N 6) о необходимости его явки в инспекцию для постановки на учет в течение трех суток после получения указанного уведомления. Несовершеннолетнего осужденного инспекция вызывает с его родителями или иными законными представителями. В отношении несовершеннолетних осужденных факт получения официального уведомления может подтверждаться подписью одного из его родителей или иного законного представителя.
Последующие вызовы осужденного в инспекцию осуществляются путем направления уведомления о дате явки в инспекцию с документами, удостоверяющими личность.
Дата явки определяется с учетом объективных обстоятельств (расстояния, наличия транспортных возможностей, выходных, праздничных дней и др.).
Уведомление осужденного осуществляется также посредством:
телефонной, электронной и иной связи (при наличии сведений о телефонном номере осужденного, электронной почте и иных);
вручения сотрудником инспекции осужденному под роспись уведомления (рекомендуемый образец приводится в приложении N 7) при посещении осужденного (факт получения уведомления в отношении несовершеннолетних может подтверждаться подписью одного из его родителей или иного законного представителя);
вручения уведомления совершеннолетним лицам, проживающим совместно с осужденным, с их согласия, под роспись (в случае отсутствия осужденного). При отказе принять уведомление или расписаться за получение сотрудник инспекции делает соответствующую отметку на уведомлении;
в случае неявки осужденного в инспекцию после уведомлений (по телефону, посредством электронной и иной связи, при посещении сотрудником инспекции, доставки уведомления в почтовый ящик или вручении лицам, проживающим с осужденным) принимается решение о его приводе в инспекцию в форме постановления (рекомендуемый образец приводится в приложении N 8). При исполнении привода постановление (рекомендуемый образец приводится в приложении N 8) объявляется осужденному под роспись. Об отказе осужденного от подписи составляется акт.
14. Осужденный в течение трех суток после получения уведомления обязан явиться в инспекцию по месту жительства для постановки на учет3 .
15. В день явки осужденного инспекция проводит с ним первоначальную беседу, в ходе которой:
проверяет документы, удостоверяющие личность осужденного, составляет анкету (рекомендуемый образец приводится в приложении N 9), в которой отражаются гражданство, место регистрации и жительства, работы, учебы, контактные телефоны, сведения о родственниках и лицах, проживающих совместно с ним, а также входящих в круг его общения, и другие сведения;
выясняет сведения, имеющие значение для исполнения приговора (постановления, определения) суда (наличие документов, необходимых для трудоустройства, заграничного паспорта, прежних судимостей, состояние здоровья, материальное положение и др.).
16. В ходе первоначальной беседы инспекция разъясняет:
порядок и условия отбывания наказания, назначенного приговором суда, права и обязанности осужденного, ответственность за их несоблюдение;
ответственность за совершение повторного преступления;
порядок применения мер поощрения и взыскания, право инспекции использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о его поведении;
ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 314 Уголовного кодекса Российской Федерации, за злостное уклонение от отбывания наказания, назначенного осужденному в качестве дополнительного вида наказания;
право осужденного на обращение в суд с ходатайством об отсрочке исполнения приговора на определенный срок при наличии оснований, перечисленных в пунктах 1 или 3 части 1 статьи 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
осужденному, гражданину Российской Федерации, не имеющему документов, удостоверяющих личность, - о необходимости обращения в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту пребывания или по месту фактического проживания для получения временного удостоверения личности гражданина либо паспорта, а также о наступлении административной ответственности за отсутствие указанных документов и регистрации;
права осужденного на обращение в инспекцию для оказания помощи в трудоустройстве;
права осужденного, сопряженные с отбыванием наказания, в том числе о праве на обращение в органы социальной защиты населения для оказания социальной помощи при тяжелом материальном положении (по оплате оформления документа, удостоверяющего личность, и др.).
17. Беседа с несовершеннолетним осужденным может проводиться в присутствии его родителей или законных представителей.
18. По окончании беседы инспекция:
составляет документ о правах и обязанностях осужденного и ответственности за допущенные нарушения в период отбывания наказания - подписку (рекомендуемый образец приводится в приложении N 10);
выдает осужденному памятку (приложение N 11);
устанавливает осужденному дни явки в инспекцию для регистрации в соответствии с определенной судом периодичностью, за исключением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, установленных законодательством Российской Федерации, а также выходных дней, определенных для инспекций в соответствии с регламентом работы инспекций и заводит регистрационный лист (рекомендуемый образец приводится в приложении N 12);
направляет сообщение (рекомендуемый образец приводится в приложении N 13) по месту работы и (или) учебы осужденного, которому установлены ограничения не изменять место работы и (или) учебы без согласия инспекции.
19. Инспекция с учетом информации, полученной в ходе первоначальной беседы с осужденным, в течение трех суток со дня постановки на учет направляет:
уведомление (рекомендуемый образец приводится в приложении N 14) в суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания наказания осужденным4;
извещение (рекомендуемый образец приводится в приложении N 15) в орган внутренних дел и подразделение Федеральной миграционной службы по месту жительства осужденного о постановке его на учет;
в военный комиссариат по месту постоянной регистрации о постановке на учет осужденного гражданина Российской Федерации призывного возраста.
III. Порядок исполнения наказания
20. Администрация исправительного учреждения в день освобождения осужденного к лишению свободы, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного наказания, либо при замене осужденному к лишению свободы неотбытой части наказания в виде лишения свободы на наказание в виде ограничения свободы:
определяет дату явки осужденного в инспекцию исходя из времени, необходимого на проезд, из расчета следования до места жительства или пребывания кратчайшим путем с наименьшим количеством пересадок;
вручает осужденному предписание о выезде к месту жительства или пребывания с указанием маршрута следования и времени явки в инспекцию по месту жительства для постановки на учет;
незамедлительно направляет в инспекцию по месту жительства или пребывания осужденного документы, указанные в пунктах 9, 10 Инструкции, а также справку на осужденного с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения осужденного, даты освобождения, информацию, имеющуюся в личном деле, о родственниках осужденного, подписку осужденного о необходимости явки в инспекцию5.
В течение трех дней после освобождения в соответствующую инспекцию направляется характеристика на осужденного, заключение.
При освобождении по окончании срока осужденного к лишению свободы, которому назначено ограничение свободы в качестве дополнительного вида наказания, исправительное учреждение направляет указанные документы не позднее чем за двадцать дней до окончания срока наказания.
Если дислокация инспекции неизвестна, документы направляются в соответствующий территориальный орган УИС.
21. Срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, а также в качестве дополнительного при условном осуждении, исчисляется со дня постановки осужденного на учет инспекцией, в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы - со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения.
22. В срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин6 . При установлении данного факта инспекция проводит с осужденным беседу, получает объяснение (рекомендуемый образец приводится в приложении N 16) и выносит постановление (рекомендуемый образец приводится в приложении N 17) о незачете в срок наказания определенного периода времени. Постановление объявляется осужденному под роспись. Об отказе осужденного от подписи составляется акт.
23. О незачете в срок наказания времени, в течение которого осужденный самовольно отсутствовал по месту жительства, инспекция информирует заинтересованные службы органов внутренних дел, территориальный орган Федеральной миграционной службы, военный комиссариат, производит соответствующие отметки в журнале учета осужденных (приложение N 1).
24. Инспекция проводит воспитательную работу с осужденными.
25. Инспекция при наличии достаточных оснований и подтверждающих официальных документов вносит в суд мотивированное представление о частичной отмене установленных ограничений в случаях необходимости прохождения осужденным медицинского осмотра или курса лечения, исполнения функциональных обязанностей по месту работы, учебы вне территориального образования, выезд за пределы которого ему запрещен, либо во время суток, в которое ему запрещено выходить из дома (квартиры, иного жилища).
IV. Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы
26. Инспекциями осуществляется надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, который заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия.
27. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных инспекция:
вызывает осужденного на беседы в инспекцию не реже одного раза в месяц в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания;
не реже одного раза в месяц проводит проверки по месту жительства, работы, учебы осужденного;
посещает в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного;
наводит справки по месту жительства осужденного, по месту работы и (или) учебы осужденного о его поведении;
в отношении осужденных, имеющих ограничения на посещение ими определенных общественных мест, не реже одного раза в месяц проводит проверки в соответствующих местах;
своевременно применяет к осужденному установленные законом меры воздействия;
принимает решение об использовании аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля (далее - технические средства надзора и контроля) к осужденному [7] . Место хранения технических средств надзора и контроля определяется территориальным органом УИС.
28. Результаты осуществления надзора отражаются в месячной ведомости надзора (рекомендуемый образец приводится в приложении N 4). Начальник инспекции либо лицо, его замещающее, не реже одного раза в 10 дней проверяет ведение сотрудниками инспекции ведомости надзора, о чем производит соответствующую запись в ведомости надзора.
29. Инспекция осуществляет регистрацию осужденного в соответствии с периодичностью, определенной приговором суда. Результаты регистрации отражаются в регистрационном листе (рекомендуемый образец приводится в приложении N 12).
30. При вызове осужденного в инспекцию с ним проводится беседа по вопросам, связанным с отбыванием наказания. Результаты беседы отражаются в справке о проведении беседы и заверяются подписью опрашиваемого.
31. Инспекция не реже одного раза в месяц осуществляет проверку осужденного по месту жительства или пребывания на предмет соблюдения им установленных судом ограничений, а также в целях выяснения сведений о его поведении и работе, а также иных сведений, имеющих значение для осуществления надзора, о чем составляется рапорт.
Дополнительная проверка нахождения осужденного по месту жительства или пребывания, работы и (или) учебы в период действия ограничений может производиться по домашнему или рабочему стационарному телефону. В случае отсутствия нарушений со стороны осужденного рапорт не составляется, в ведомости надзора (рекомендуемый образец приводится в приложении N 4) делается соответствующая запись.
32. При обращении осужденного с просьбой о разрешении ему изменения места жительства (пребывания), работы и (или) учебы инспекция регистрирует указанное обращение в соответствующем журнале, обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения8 .
Инспекция по результатам рассмотрения обращения принимает решение, дает осужденному мотивированный письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
33. При проверке инспекцией мест проведения массовых и иных мероприятий и установлении осужденного, имеющего ограничение на участие в них, сотрудник инспекции должен проявлять сдержанность и осмотрительность, чтобы не спровоцировать со стороны осужденного и других лиц противоправных действий.
34. Начальник инспекции либо лицо, его замещающее, в соответствии с ограничениями, установленными осужденному судом, на основании сведений, характеризующих его личность, а также исходя из технической возможности установки соответствующего оборудования может принять решение о применении к нему технических средств надзора и контроля при постановке осужденного на персональный учет, а также в дальнейшем при исполнении наказания.
35. Решение о применении к осужденному технических средств надзора и контроля оформляется в форме постановления (рекомендуемый образец приводится в приложении N 18), которое объявляется осужденному и лицам, проживающим совместно с ним, при этом разъясняется ответственность осужденного за порчу оборудования. Сотрудник инспекции, ответственный за использование средств надзора и контроля, в течение трех рабочих дней с момента вынесения постановления осуществляет установку необходимого оборудования, разъясняет осужденному особенности эксплуатации технических средств надзора и контроля, вручает ему памятку по их эксплуатации (приложение N 19) под роспись.
36. Устройства технических средств надзора и контроля могут устанавливаться инспекцией непосредственно на осужденного, по месту его жительства или пребывания в целях осуществления надзора за соблюдением следующих ограничений:
не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток;
не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования;
не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования;
не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях;
не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия инспекции.
37. Сотрудник инспекции, ответственный за использование технических средств надзора и контроля:
осуществляет сбор информации с использованием данных пульта мониторинга о соблюдении осужденным установленных ограничений;
при получении информации о фактах повреждения, несанкционированного съема технического средства надзора и контроля, нарушений ограничений, установленных судом, докладывает в форме рапорта начальнику инспекции либо лицу, его замещающему, и производит соответствующие отметки в журнале учета нарушений (приложение N 20);
незамедлительно докладывает в форме рапорта начальнику инспекции либо лицу, его замещающему, о всех зафиксированных фактах отказов и сбоев в работе технических средств надзора и контроля, отражает их в журнале учета неисправностей средств надзора и контроля (приложение N 21).
38. Инспекция осуществляет взаимодействие со службой инженерно-технического обеспечения территориального органа УИС по вопросам использования технических средств надзора и контроля. В случае сбоя в работе средств надзора и контроля принимает меры по установлению его причин и их устранению.
39. В случае невозможности дальнейшего использования в отношении осужденного средств надзора и контроля по техническим причинам либо при изменении судом установленных ограничений начальник инспекции либо лицо, его замещающее, отменяет использование средств надзора и контроля либо изменяет порядок их использования и набор применяемых технических средств, приняв соответствующее мотивированное постановление (рекомендуемый образец приводится в приложении N 22). Сотрудник инспекции, ответственный за использование средств надзора и контроля, в течение трех рабочих дней с момента вынесения постановления осуществляет снятие (замену) необходимого оборудования.
V. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы и за уклонение от его отбывания
40. За нарушение порядка и условий отбывания наказания инспекция применяет к осужденному взыскание в виде предупреждения (рекомендуемый образец приводится в приложении N 23).
За совершение осужденным в течение одного года после вынесения предупреждения любого из нарушений, указанных в части 1 статьи 58 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, инспекция применяет к осужденному взыскание в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений (рекомендуемый образец приводится в приложении N 24).
41. Решение о применении к осужденному мер взыскания выносится начальником инспекции либо лицом, его замещающим, в форме постановления (рекомендуемый образец приводится в приложении N 25) с учетом характера и тяжести совершенного нарушения, личности и поведения осужденного, отбытого срока и объявляется осужденному под роспись. Об отказе осужденного от подписи составляется акт.
42. Сотрудник инспекции в случае получения информации о допущенном осужденным нарушении сообщает об этом начальнику инспекции либо лицу, его замещающему, и осуществляет ее проверку посредством:
беседы с осужденным по телефону с последующим вызовом его в инспекцию;
выезда по месту жительства или пребывания, работы (учебы) осужденного для выяснения обстоятельств по данному факту и получения письменного объяснения.
43. О результатах проверки сотрудник инспекции докладывает начальнику инспекции либо лицу, его замещающему, в форме рапорта, на основании которого начальником инспекции либо лицом, его замещающим, принимается решение о привлечении осужденного к ответственности в установленном порядке.
44. При рассмотрении вопроса о применении мер взыскания инспекция получает у осужденного письменное объяснение по факту допущенных им нарушений порядка и условий отбывания наказания. В случае отказа осужденного от дачи объяснения инспекция составляет соответствующий акт.
45. При подтверждении осужденным факта нарушения инспекция налагает взыскание не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения.
46. В случаях, если осужденный отрицает факт нарушения, инспекция проводит проверку путем:
изучения сведений о факте допущенного нарушения, полученных при помощи технических средств надзора и контроля;
запроса необходимых документов: сведений с места работы и (или) учебы, жительства, медицинских справок, объяснений других лиц и иных документов.
47. Решение о наложении взыскания по результатам проверки принимается не позднее 10 суток со дня окончания проверки, но не позднее 30 суток со дня обнаружения нарушения.
48. Взыскание объявляется осужденному под роспись. Об отказе осужденного от подписи составляется акт.
49. Начальник инспекции либо лицо, его замещающее, в случаях наложения взыскания за совершение осужденным одного из нарушений, указанных в части 1 статьи 58 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, или при поступлении сведений об антиобщественном образе жизни осужденного, посещении им мест, связанных с употреблением алкогольных напитков либо наркотических средств, вносит в суд мотивированное представление (рекомендуемый образец приводится в приложении N 26) о дополнении ранее установленных осужденному ограничений.
50. В случае установления злостного уклонения от отбывания наказания осужденного к ограничению свободы, назначенного в качестве основного вида наказания либо избранного в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы, инспекция вносит в суд представление (рекомендуемый образец приводится в приложении N 26) о замене ему неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы 9.
51. В отношении осужденного, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного наказания, злостно уклонившегося от отбывания наказания, инспекция незамедлительно направляет информацию в орган внутренних дел для принятия решения о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 314 Уголовного кодекса Российской Федерации 10 .
VI. Порядок применения мер поощрения к осужденным к ограничению свободы
52. За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду и (или) учебе инспекция может применять к осужденному меры поощрения, указанные в статье 57 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Применение мер поощрения в виде разрешения на проведение за пределами территории соответствующего муниципального образования выходных и праздничных дней, разрешения на проведение отпуска с выездом за пределы территории соответствующего муниципального образования рассматривается по обращению осужденного.
53. Решение о применении к осужденному мер поощрения выносится начальником инспекции либо лицом, его замещающим, в форме постановления (рекомендуемый образец приводится в приложении N 27) с учетом личности и поведения осужденного, отбытого срока и объявляется ему под роспись.
54. К осужденному, имеющему неснятое или непогашенное взыскание, инспекция может применить меры поощрения только в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания. Применение данного вида поощрения возможно по истечении трех месяцев со дня вынесения предупреждения и по истечении шести месяцев со дня вынесения официального предостережения. При этом при наличии двух взысканий первым снимается взыскание, наложенное ранее и не являющееся на момент поощрения погашенным.
Если в течение года со дня наложения взыскания не будет применено новое взыскание, осужденный считается не имеющим взыскания, а наложенное взыскание - погашенным.
VII. Порядок проведения первоначальных мероприятий по установлению местонахождения осужденных
55. Первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденных, скрывшихся от отбывания наказания или контроля либо не прибывших в инспекцию после освобождения из исправительного учреждения, проводит:
инспекция, на учете которой они состоят;
инспекция, в которую поступили документы, указанные в пунктах 9, 10 Инструкции, до постановки осужденного к ограничению свободы на учет.
Первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденного проводятся с момента, когда инспекции стало известно об уклонении осужденного от отбывания наказания либо контроля, на основании рапорта сотрудника инспекции, утвержденного начальником инспекции либо лицом, его замещающим.
56. При проведении первоначальных мероприятий по установлению местонахождения осужденного инспекция:
информирует подразделение розыска территориального органа УИС об осужденном, в отношении которого начаты первоначальные мероприятия по установлению его местонахождения;
проводит по месту жительства, в организации, где работает (учится) осужденный, опрос лиц, которым могут быть известны сведения о вероятном местонахождении осужденного;
запрашивает и получает информацию по учетам подведомственных территориальному органу УИС учреждений;
использует иные доступные источники информации, способствующие розыску осужденного.
В проведении первоначальных мероприятий по установлению местонахождения скрывшегося осужденного инспекции оказывает содействие в пределах своей компетенции подразделение розыска территориального органа УИС.
57. Документы, полученные в ходе первоначальных мероприятий по установлению местонахождения осужденного, помещаются в отдельную папку, которая хранится при его личном деле.
58. Если в течение тридцати дней в результате первоначальных мероприятий местонахождение осужденного не будет установлено, инспекция:
информирует подразделение розыска территориального органа УИС о результатах первоначальных мероприятий по установлению местонахождения осужденного;
объявляет розыск осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания наказания, местонахождение которого неизвестно;
в отношении осужденного, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного наказания, направляет информацию в орган внутренних дел для возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 314 Уголовного кодекса Российской Федерации11 ;
вносит в суд представление о замене осужденному неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве основного наказания либо избранного в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы в соответствии со статьей 80 Уголовного кодекса Российской Федерации, наказанием в виде лишения свободы (рекомендуемый образец приводится в приложении N 26).
59. Об объявлении розыска инспекция выносит постановление (рекомендуемый образец приводится в приложении N 28), которое совместно с материалами первоначальных мероприятий по установлению местонахождения осужденного направляется в соответствующий орган внутренних дел.
VIII. Освобождение от отбывания наказания и снятие осужденных с учета
60. Основаниями освобождения от отбывания наказания осужденного являются:
отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда;
отмена приговора суда с прекращением дела производством;
помилование или амнистия;
тяжелая болезнь или инвалидность;
иные основания, предусмотренные законом.
61. Документами, подтверждающими основания для снятия осужденного с учета инспекции, являются:
при замене неотбытого срока наказания лишением свободы, отмене приговора суда в связи с прекращением дела производством, освобождении от наказания в связи с изменением обстановки, болезнью либо истечением сроков давности обвинительного приговора суда - копия вступившего в законную силу определения (постановления) суда;
указ Президента Российской Федерации о помиловании, документ о применении постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об амнистии, а также федерального закона, устраняющего преступность деяния;
копия приговора суда с распоряжением о вступлении его в законную силу в отношении осужденного за совершение нового преступления;
документ о смерти осужденного либо признании его безвестно отсутствующим;
подтверждение о получении личного дела и постановке осужденного на учет в инспекции по новому месту жительства и (или) работы;
при отбытии срока наказания - рапорт сотрудника инспекции, утвержденный начальником инспекции.
62. Отбывание наказания прекращается в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания в соответствии с законом12.
Досрочное освобождение осужденного от отбывания наказания производится в день поступления соответствующих документов, а если документы получены после окончания рабочего дня - утром следующего дня13 .
63. При освобождении осужденному инспекция выдает документ (справку) об отбытии наказания или освобождении от наказания (рекомендуемый образец приводится в приложении N 29).
64. Снятие с учета осужденных в связи с заменой ограничения свободы лишением свободы, а также осуждением за новое преступление производится на основании приговора (определения, постановления) суда, вступившего в законную силу, - в день его получения.
65. Снятие осужденных с учета по отбытии наказания производится по рапорту сотрудника инспекции, утвержденному начальником инспекции.
66. В случае наступления психического расстройства или иной тяжелой болезни, препятствующих отбыванию наказания, инспекция разъясняет осужденному либо его законному представителю (только при психическом расстройстве) право обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.
Ходатайство подается осужденным либо его законным представителем через инспекцию.
При невозможности самостоятельного обращения осужденного либо его законного представителя представление (рекомендуемый образец приводится в приложении N 26) об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства вносится в суд начальником инспекции либо лицом, его замещающим.
67. Об исполнении наказаний в виде ограничения свободы инспекция уведомляет суд, вынесший приговор (рекомендуемый образец приводится в приложении N 30).
68. Сообщение о снятии с учета осужденного к ограничению свободы направляется в орган внутренних дел и территориальный орган Федеральной миграционной службы (рекомендуемый образец приводится в приложении N 31).
69. Списки снятых с учета несовершеннолетних осужденных инспекция ежемесячно направляет в подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел.
70. После снятия с учета осужденного, подлежащего призыву на действительную военную службу, в соответствующий военный комиссариат направляется сообщение (рекомендуемый образец приводится в приложении N 32).
71.О дате и основании снятия осужденного с учета инспекция делает отметки в журнале учета осужденных и личном деле.
72. На осужденного, выбывшего до окончания срока наказания с территории, обслуживаемой инспекцией, в связи с изменением места жительства, инспекция высылает сообщение в инспекцию по новому месту жительства для установления факта его действительного нахождения. Если адрес инспекции неизвестен, сообщение направляется в соответствующий территориальный орган УИС.
73. По запросу инспекции по новому месту жительства осужденного инспекция, исполняющая приговор (определение, постановление) суда в отношении осужденного к ограничению свободы, направляет заказной почтой его личное дело, копию учетной карточки, заверенную оттиском печати и подписью начальника инспекции.
74. Документы, подтверждающие направление и получение личного дела осужденного (копии сообщения, сопроводительного листа, запрос, подтверждение о получении личного дела), подшиваются в номенклатурное дело с перепиской с другими инспекциями, органами и организациями по вопросам исполнения приговоров (определений, постановлений) судов.
IX. Личное дело осужденного
75. Личное дело является основным учетным документом осужденного. Личное дело формируется в обложку установленного образца (рекомендуемый образец приводится в приложении N 3).
76. Порядковый номер личного дела должен соответствовать номеру, под которым копия приговора (определения, постановления) суда зарегистрирована в журнале учета осужденных.
Аналогичным способом присваивается номер личному делу, поступившему из другой инспекции.
77. В личное дело осужденного подшиваются копия приговора (определения, постановления) суда и все документы, относящиеся к организации, осуществлению процесса исполнения наказания (копии паспорта, трудовой книжки, анкеты, объяснения, регистрационный лист, справки о проведении бесед, результатах проверок по месту жительства, работы, учебы, рапорта, ведомости надзора и др.).
78. В автоматизированную базу данных вносятся следующие сведения, содержащиеся в личном деле:
вид и срок наказания или меры уголовно-правового характера;
возложенные обязанности и установленные ограничения;
анкетные данные, фотографии;
допущенные осужденным нарушения;
меры взыскания и поощрения;
судебные решения, касающиеся наказания или мер уголовно-правового характера;
основания снятия с учета.
79. Личное дело осужденного должно содержаться в надлежащем порядке. Все документы, приобщенные к личному делу, заносятся в опись, которая подшивается в начале личного дела.
Обложка личного дела, пришедшая в ветхое состояние, заменяется новой.
80. Личные дела осужденных хранятся в запирающихся металлических шкафах. Личные дела осужденных, совершивших повторные преступления, должны находиться отдельно от других личных дел.
81. При необходимости инспекция знакомит осужденного с документами, находящимися в его личном деле. Под контролем сотрудника инспекции осужденному разрешается делать выписки из документов и их копии. Об ознакомлении осужденного с документами личного дела составляется справка.
82. В целях обеспечения сохранности личных дел осужденных инспекция производит сверку их фактического наличия с данными журналов учета осужденных на конец календарного года. О результатах сверки составляется акт.
83. Оформление личного дела в архив инспекция производит в течение трех дней после снятия с учета осужденного (без учета выходных и праздничных дней).
84. Все личные дела осужденных, снятых с учета, сдаются в архив инспекции по письменному указанию начальника инспекции, формируются в пачки в хронологическом порядке, а внутри пачек - в алфавитном порядке.
85. Личные дела хранятся в течение трех лет после сдачи в архив, затем уничтожаются в установленном порядке. Сведения в отношении осужденного, внесенные в автоматизированную базу данных, хранятся в течение десяти лет после снятия осужденного с учета.
86. Инспекция обеспечивает хранение личных дел осужденных14.
1Пункт 15 статьи 397, пункт 2 части 1 статьи 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (I), ст. 4921; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2706; 2008, N 24, ст. 2798)(далее - УПК РФ).
2Приложения N 2, 5, 6, 7, 13, 14, 15, 26, 29, 30, 31, 32 составляются также на бланке инспекции.
3Часть 2 статьи 47.1 УИК РФ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 2, ст. 198).
4Часть 3 статьи 20 УИК РФ и часть 6 статьи 393 УПК РФ.
5Пункт 75 Инструкции о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений, утвержденной приказом Минюста России от 15.08.2007 N 161 ДСП (зарегистрирован Минюстом России 23 августа 2007 г., регистрационный N 10050).
6 Часть 3 статьи 49 УИК РФ.
7Часть 1 статьи 60 УИК РФ, подпункт "л" пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.1996 N 729 "Об утверждении положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 14, ст. 1655).
8Статья 10 Федерального закона Российской Федерации от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060).
9Часть 4, 5 статьи 58 УИК РФ.
10Пункт 1 части 3 статьи 151 УПК РФ.
11Пункт 1 части 3 статьи 151 УПК РФ.
12Часть 1 статьи 173 УИК РФ.
13Часть 5 статьи 173 УИК РФ.
14Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716, N 52 (ч. 1), ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173).